Статьи

К списку статей

Изменения в сфере пожарного надзора: от лицензирования к саморегулируемым организациям

Интервью с директором Департамента надзорной деятельности МЧС России Юрием Дешевыхих
В рамках административной реформы МЧС России продолжает работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской активности. Важным фактором здесь является развитие системы саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности, что стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». О том, как создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности изменит ситуацию в этой сфере, мы побеседовали с директором Департамента надзорной деятельности МЧС России Юрием Дешевых.
Юрий Иванович, в чем заключается смысл создания саморегулируемых организаций? Каковы особенности этого процесса в области пожарной безопасности?
Смысл саморегулирования заключается в том, что учреждения, оказывающие услуги в той или иной области, объединяются в саморегулируемые организации, которые самостоятельно вырабатывают стандарты и правила деятельности, обязательные для всех членов. Данные стандарты должны обеспечить, во-первых, качественное выполнение работ, во-вторых, соблюдение всеми членами саморегулируемых организаций правил ведения этих работ, в-третьих, установить ответственность каждого участника за качество выполнения работ и соблюдение стандартов.
При вступлении в такое сообщество каждая организация делает определенный финансовый взнос. Из этих взносов формируется фонд для компенсации возможных ошибок или недочетов, к которым могут привести действия того или иного члена саморегулируемой организации. Таким образом, все организации, входящие в сообщество, несут солидарную ответственность за действия друг друга.
Кроме того, в саморегулируемых организациях создаются третейские суды для разрешения споров, возникающих между Дешевыхих членами, а также между членами и потребителями их услуг. Такие суды имеют право вырабатывать взыскательные санкции и даже лишать членства в саморегулируемых организациях.
Саморегулируемые общественные организации в области пожарной безопасности должны объединить структуры, осуществляющие производство работ, выпуск продукции и иную деятельность в этой сфере. Предполагается, что создание таких организаций позволит в перспективе заменить функции государства в лице МЧС России по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности на механизм саморегулирования.
На сегодняшний день есть все основания полагать, что создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности повысит уровень противопожарной защиты объектов экономики, существенно упростит проведение контрольных мероприятий в отношении членов саморегулируемых организаций, а также будет способствовать предупреждению фактов коррупции со стороны Государственного пожарного надзора.
Саморегулируемые организации будут создаваться на добровольных началах?
Да, саморегулируемые организации — совершенно добровольные общественные некоммерческие объединения. Однако надо понимать, что для организации вхождение в такое сообщество будет своеобразным подтверждением качества осуществляемых работ. И если на сегодняшний день МЧС России осуществляет контроль за каждой организацией, получившей у него лицензию, то после создания саморегулируемых организаций будет проверять выборочно не более 10% их членов. На первый план выходит самоконтроль, который позволит уменьшить нагрузку на инспекторов пожарного надзора и, самое главное, на самих предпринимателей. Это даст возможность организациям, работающим в сфере пожарной безопасности (а их на сегодняшний день в стране порядка 37 тыс.), гораздо меньше зависеть от контролирующих органов.
Сколько саморегулируемых организаций в сфере пожарной безопасности планируется создать в стране?
В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», для того, чтобы такая организация была создана, должно объединиться не менее 25 юридических лиц или не менее 50 физических. С учетом размеров нашей страны саморегулируемых организаций может быть много. Они должны быть в каждом регионе и, может быть, даже в каждом городе. Все зависит от того, сколько предприятий работает там в сфере пожарной безопасности.
Расскажите о тарифах на услуги саморегулируемых организаций. Как будет контролироваться качество этих услуг?
Цены на услуги саморегулируемых организаций, естественно, будут складываться из рыночной ситуации. Любой заказчик сможет на конкурсной основе выбрать организацию, которая сделает ему наиболее выгодное в экономическом плане предложение и качественно выполнит необходимые работы.
Есть предприятия, которые, получив лицензию на проведение работ, выходят на конкурс и начинают занижать стоимость своих услуг. Бывают случаи, когда стоимость проекта уменьшается на 30% от предполагаемой изначально. Выиграв конкурс, такая фирма, как правило, делает работу некачественно. Экономит на материалах, качестве работ, а значит, на безопасности. А этого допустить нельзя.
Поэтому при вступлении в саморегулируемую организацию от юридического лица потребуется подтвердить наличие подготовленных специалистов, необходимой материально-технической базы, опыта работы. И тогда уже не инспектор пожарного надзора будет требовать, чтобы все датчики были установлены правильно, огнезащитный слой был нужной толщины, а огнетушители соответствовали требованиям, а саморегулируемая организация, которая будет осуществлять непосредственный контроль за качеством оказываемых услуг.
Плюс к этому — страхование ответственности перед третьими лицами. При вступлении в саморегулируемую организацию каждый ее член должен будет застраховать свою ответственность.
Если сегодня возможна ситуация, при которой организация может получить лицензию, набрать массу заказов и, не выполнив и половины из них, ликвидироваться, заставив заказчика бегать по судам, то с созданием саморегулируемых организаций ситуация изменится. Юридические лица будут регистрироваться саморегулируемыми организациями, реестр которых, в свою очередь, будет вести государственный орган.
Функцию ведения реестра саморегулируемых организаций и контроль за их деятельностью предполагается закрепить за МЧС России — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности.

Журнал БДИ № 2, 2009 год.

Охранно-пожарное оборудование

Внешний вид ИПД 3.1М Внешний вид ИПД 3.1М
Извещатель пожарный дымовой оптико-электронный
310

Производитель Артон
Внешний вид ИПДЛ-Д-II/4Р исп.5 Внешний вид ИПДЛ-Д-II/4Р исп.5
Извещатель пожарный дымовой линейный двухпозиционный, рабочая дальность действия 100 м, Uпит.=8...28 В, Iпотр.=60 мА, -40...+50°C, IP65
9 380

Производитель Полисервис
Внешний вид ИПДЛ-52 СМД (8-80) Внешний вид ИПДЛ-52 СМД (8-80)
Извещатель дымовой оптический линейный, 2-х проводный, однопозиционный, дальность от 8...80 м, U-шс.10...30В, I-потр. 0.7 мА, IP40, t-раб.-30...+55°С, 135х120х105 мм
13 328

Производитель ИВС-Сигналспецавтоматика
Внешний вид ИПДЛ-52 СМД (8-100) Внешний вид ИПДЛ-52 СМД (8-100)
Извещатель дымовой оптический линейный, 2-х проводный, однопозиционный, дальность от 8...100 м, U-шс.10...30В, I-потр. 0.7 мА, IP40, t-раб.-30...+55°С, 135х120х105 мм
15 182

Производитель ИВС-Сигналспецавтоматика
Внешний вид ИПР-55К Внешний вид ИПР-55К
Извещатель пожарный ручной.
184

Производитель Арсенал безопасности
Внешний вид Молния-12 Выход Внешний вид Молния-12 Выход
Световое табло на защелке
160

Производитель Арсенал безопасности
Внешний вид Астра-321 Внешний вид Астра-321
Извещатель охранный ручной точечный электроконтактный
277

Производитель Теко
Внешний вид С2000-СМК Внешний вид С2000-СМК
Охранный магнитоконтактный адресный извещатель
302

Производитель Болид
Внешний вид ИП-212-90 Один дома-2 Внешний вид ИП-212-90 Один дома-2
Дымовой пожарный извещатель с системой самотестирования
396

Производитель Юнитест
Внешний вид Астра-515 исп.А Внешний вид Астра-515 исп.А
Извещатель охранный объемный оптико-электронный
392

Производитель Теко
Найдено товаров: 582
Начало 1 2 3 4 5 Конец

Возврат к списку