Статьи

К списку статей

Концепция комплексного обеспечения безопасности высотных зданий

В целях формирования нормативной базы высотного домостроения в Москве до выхода соответствующих технических регламентов, а также в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Москвы от 3 октября 2001 года № 64 «О градостроительных нормативах и правилах г. Москва» постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 года № 1058-ПП утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в г. Москва МГСН 4.19-2005».
Утвержденные нормы распространяются на проектирование, экспертизу и разработку технических условий на отдельно стоящие или находящиеся в составе многофункциональных комплексов здания высотой 75-400 м.
Требования МГСН 4.19-2005 учитывают специфику высотных зданий и являются дополнительными по отношению к действующим нормам. Вопросы обеспечения безопасности проектируемых высотных зданий нашли отражение во всех разделах норм. Помимо этого, в нормы впервые включен раздел «Мероприятия по обеспечению требований безопасности», разработанный авторским коллективом ученых Всемирной академии наук комплексной безопасности.
К наиболее важным позициям по обеспечению безопасности, изложенным в МГСН 4.19-2005, необходимо отнести следующие.
Предусматриваются совместно функционирующие системы безопасности, мониторинга инженерных систем и несущих конструкций здания, противопожарной защиты, контроля и управления доступом, управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях, охранной и тревожно-вызывной сигнализации, охранного телевидения и освещения. Также предусматриваются дополнительные системы безопасности, в том числе антитеррористические технические средства.

При проектировании систем безопасности, помимо выполнения ими основных функций, должно обеспечиваться взаимодействие по алгоритмам эксплуатации здания в нормальных условиях, при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий.
Должна проектироваться система управления эвакуацией людей при чрезвычайных ситуациях (в том числе, при пожаре), которая включает в себя блоки оповещения и управления эвакуацией, контроля и управления доступом, охранной и пожарной сигнализации, охранного телевидения и аварийного освещения. В этой системе следует предусматривать варианты эвакуации в зависимости от места возникновения и характера чрезвычайных ситуаций. Для каждого варианта необходимо производить расчеты для проверки выполнения условий своевременной и беспрепятственной эвакуации.
Для повышения живучести систем обеспечения безопасности их структурное построение и систему коммуникаций следует проектировать с учетом деления объекта на отсеки и зоны доступа с организацией локальных пунктов управления и возможностью автономной работы. Линии связи между отдельными устройствами систем должны быть построены по отказоустойчивой технологии с использованием кольцевых структур и резервирования.
Сформулированы требования к размещению и оборудованию Центрального пункта управления системой обеспечения безопасности, к помещениям для размещения личного состава службы безопасности.
Изложены требования к оборудованию средствами охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом и, при необходимости, физическими барьерами критически важных точек объекта (строительных конструкций и их узлов, инженерных и других систем, выход из строя которых может привести к развитию чрезвычайных ситуаций). Этими же средствами должны контролироваться входы в помещения, в которых расположены узлы управления системами безопасности и системами жизнеобеспечения высотного здания, в том числе насосные и вентиляционные камеры, станции пожаротушения, электрощитовые и т.п.
Территория высотного здания должна быть оборудована физическими барьерами, предотвращающими таранный прорыв колесных транспортных средств. На территории необходимо предусматривать проходы, площадки и т.п., обеспечивающие рассредоточение эвакуирующихся из здания людей.
На подъездных путях, при входах в здание и зоны доступа требуется организация контрольно-пропускных пунктов или постов службы безопасности. Сформулированы требования к организации и техническому оснащению различных зон доступа.
Новизна и достаточная «жесткость» этих требований обусловлена следующими причинами.
Политические и социальные взрывы, рост преступности обуславливают возникновение все новых видов угроз, в том числе террористического и криминального характера, что вызывает необходимость комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности зданий и сооружений различного назначения и форм собственности.

Новые виды угроз особенно опасны для высотных зданий в виду уникальности и привлекательности этих зданий для террористов. Высотные здания рассматриваются как объекты повышенной ответственности. Каждое здание представляет собой сложную конструктивную систему с большим количеством инженерных коммуникаций, с размещением на одном объекте различных систем инженерно-технического жизнеобеспечения повышенной сложности. Повышенная этажность зданий и, как следствие, наличие в них значительного количества людей при ограниченных возможностях их эвакуации и спасения в чрезвычайных ситуациях, вероятность появления которых значительно возрастает в связи с наличием современных техногенных и террористических угроз, диктует необходимость учета специальных требований на этапах проектирования, строительства и эксплуатации данных объектов. Следует учитывать и то обстоятельство, что при реализации угроз террористического характера может сработать «принцип домино»: одно событие, как правило, вызывает последовательность, а иногда и целый спектр других опасных событий, усугубляющих причиняемый вред.
Концепция проектирования систем КОБ должна прорабатываться на начальном этапе проектирования конкретного высотного здания или комплекса с привлечением службы безопасности, которая будет обеспечивать безопасность эксплуатации этого объекта с тем, чтобы применение технических средств и систем безопасности служило средством реализации принятых в концепции организационных мер при решении задач:
  • предупреждения чрезвычайной ситуации;
  • обнаружения чрезвычайной ситуации;
  • эвакуации и спасения людей;
  • ликвидации чрезвычайной ситуации.
Ранее специалистам проектных организаций с перечисленными требованиями к проектированию сталкиваться не приходилось.
В июле 2004 году создан Научно-технический совет Москомархитектуры для рассмотрения проектных решений уникальных объектов различного функционального назначения, в том числе решений по комплексному обеспечению безопасности зданий и сооружений. Опыт рассмотрения на Научно-техническом совете объемно-планировочных, конструктивных и инженерных проектных решений уникальных высотных объектов свидетельствует о необходимости организации обучения и повышения квалификации специалистов проектных организаций. В заключениях экспертной комиссии Научно-технического совета, в работе которой участвуют разработчики раздела «Мероприятия по обеспечению требований безопасности» МГСН 4.19-2005, отмечается, что в представленной проектной документации либо не нашли отражения, либо на недостаточном уровне проработаны вопросы обеспечения безопасности людей и самих высотных зданий.

Правительством Москвы в 2005 году создана Межведомственная комиссия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных сооружений Москвы, которой поручено осуществлять координацию, согласование и контроль разработки и реализации мероприятий по проведению единой политики города в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных, уникальных и экспериментальных зданий и комплексов. 29 декабря 2005 года вышло распоряжение Правительства Москвы, которое подписал мэр Москвы Лужков Ю.М. № 2683-РП «Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений г. Москва».
В распоряжении отмечается, что первоочередной задачей Межведомственной комиссии следует считать разработку единых нормативных документов, направленных на обеспечение комплексной безопасности указанных сооружений и обязательных для исполнения всеми участниками их заказа, проектирования, строительства и эксплуатации.

Г. Соломанидин, к.т.н., проф., вице-президент Всемирной академии наук комплексной безопасности
"Алгоритм Безопасности" № 4, 2006 год.



Интегрированные системы безопасности

Внешний вид С2000-СМК Внешний вид С2000-СМК
С2000-СМК
274

Производитель Болид
Внешний вид С2000-СМК Эстет Внешний вид С2000-СМК Эстет
С2000-СМК Эстет
416

Производитель Болид
Внешний вид ИПР-513-3АМ Внешний вид ИПР-513-3АМ
ИПР-513-3АМ
540

Производитель Болид
Внешний вид С2000-КТ Внешний вид С2000-КТ
С2000-КТ
540

Производитель Болид
Внешний вид С2000-ИК исп.03 Внешний вид С2000-ИК исп.03
С2000-ИК исп.03
892

Производитель Болид
Внешний вид С2000-СП2 Внешний вид С2000-СП2
С2000-СП2
1 063

Производитель Болид
Внешний вид С2000-СП1 Внешний вид С2000-СП1
С2000-СП1
1 685

Производитель Болид
Внешний вид С2000-Ethernet Внешний вид С2000-Ethernet
С2000-Ethernet
1 979

Производитель Болид
Внешний вид С2000-4 Внешний вид С2000-4
С2000-4
2 077

Производитель Болид
Внешний вид С2000-КДЛ Внешний вид С2000-КДЛ
С2000-КДЛ
2 147

Производитель Болид
Найдено товаров: 205
1 2 3 4 5

Возврат к списку

Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ