Статьи

К списку статей

Актуальные проблемы технического регулирования

Подготовка технических регламентов во исполнение Федерального закона РФ «О техническом регулировании» [1] связана с необходимостью приведения национальных норм правового и технического регулирования в различных сферах деятельности в соответствие с современными международными нормами. Неудача в подготовке первой волны технических регламентов, на наш взгляд, в значительной степени связана с тем, что:
  • Госстандарт России как институт, накопивший немалый опыт в области методологии и практики технического регулирования, был лишен большинства своих полномочий при реорганизации в Федеральное агентство РФ по техническому регулированию и метрологии и по формальным причинам отстранен от участия в методологической работе, связанной с разработкой технических регламентов;
  • Федеральное агентство по промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, которое было уполномочено управлять процессом организации подготовки технических регламентов (во исполнение Федерального закона «О техническом регулировании»), не подготовило в оперативном порядке серию внятных методических документов по структуре системы регламентов, их иерархии и взаимосвязи, и работа разработчиков технических регламентов была пущена на самотек (только в марте текущего года, по истечении более двух с половиной лет с момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», в Министерстве промышленности и энергетики РФ проявилось системное понимание проблемы [2, 3]);
  • разработчики технических регламентов не в полной мере учли требования основополагающих международных системообразующих стандартов в области управления качеством и безопасности и стандартов в областях конкретных секторов применения.
В результате по истечении более двух с половиной лет с момента действия Федерального закона «О техническом регулировании» не принят ни один технический регламент. Соответственно, отсутствуют технические регламенты и в области строительства.
Ключевые моменты при обновлении норм технического регулирования
Тексты Международной организации по стандартизации (ИСО) [4], Международной электротехнической комиссии (МЭК) [5] и других международных организаций по стандартизации (например, ITU [6], SISPR) содержат необходимый набор норм, правил и процедур, достаточных для построения стройной национальной системы технического регулирования в части безопасности [7] с максимальным использованием имеющихся прогрессивных национальных норм.
Ключевыми моментами при обновлении национальных норм технического регулирования в отношении безопасного использования продукции, процессов и услуг с учетом международных норм являются:
  • разработка структуры иерархической системы технических регламентов и определение в иерархии мест для технических регламентов соответствующих секторов применения;
  • разработка иерархической структуры национальных стандартов по безопасности в качестве доказательной базы для подтверждения соответствия;
  • рассмотрение любой деятельности в создании продукции, осуществлении процессов и оказании услуг с учетом требований стандартов по управлению (менеджментом) качеством серии ISO:9000 (ISO:10000) [8-14];
  • обязательное рассмотрение полного жизненного цикла продукции, процессов и услуг [15];
  • рассмотрение любых аспектов безопасности на основе регулярного анализа и оценки рисков на протяжении всего жизненного цикла продукции, процессов и услуг [16-18];
  • применение единой меры - величины безопасности (или опасности), каковой может быть, например, полнота безопасности - объективная величина, которую можно рассчитать, оценить или измерить;
  • применение для связанных с безопасностью систем понятийного аппарата, методов и мер оценки рисков, а также способов достижения полноты безопасности, разработанных в области функциональной безопасности электрических, электронных, программируемых электронных систем [19-25];
  • разработка национальных стандартов по безопасности в качестве доказательной базы для подтверждения соответствия, оперирующих понятиями риска и полноты безопасности;
  • дополнение прогрессивных национальных стандартов разделами, содержащими переход от терминов нормируемых величин к терминам рисков и полноты безопасности.
Ниже рассмотрены вопросы технического регулирования в области строительства, направленные на обеспечение безопасности зданий, строений и сооружений для людей, прибывающих в них и на прилегающих территориях, имущества и окружающей среды. При рассмотрении этих вопросов в качестве основы использованы указанные выше ключевые моменты.

Концепция безопасности ISO и МЭК

В основу концепции безопасности ISO и МЭК положены следующие соображения. Сложные системы (продукция или процессы), которые являются результатом деятельности человека и направленные на получение пользы, таят в себе потенциальную опасность (риск) причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде. Для снижения риска причинения вреда применяют различные меры, мероприятия, системы и РМ 78.36.001-99 технические средства, связанные с безопасностью. В качестве мер используют законодательные акты различного уровня, нормы технического регулирования, договоры, соглашения и безопасные в своей основе проекты. Мероприятия регламентируют процедуры, направленные на выполнение мер на обязательной или добровольной основе. Системы и технические средства, связанные с безопасностью, выполняют функции безопасности, приводящие к снижению риска до допустимого уровня. Мерой безопасности (опасности) служит полнота безопасности - объективная величина, которую можно рассчитать, оценить и измерить. Уровень допустимого риска - это риск, который в данный момент в данном обществе считается обычным с учетом социальных, экономических, политических и иных факторов и обстоятельств. Поскольку интересы у тех, кто генерирует риски (владельцы предприятий, зданий, заводов, теплоходов и т.п.), тех, кто подвергается рискам (граждане, общество), и тех, кто осуществляет регулирование в области безопасности (органы государственной власти), различны, величина допустимого риска должна явиться своеобразным соглашением между этими сторонами. Значение допустимого риска должно выбираться разумно и взвешенно, чтобы затраты на снижение риска не превышали значительно пользы, полученной от снижения риска [7].

Иерархия технических регламентов и стандартов в области безопасности

В качестве иерархической структуры технических регламентов по секторам применения могут быть приняты структуры, упомянутые в докладах [2, 3]. С позиции концепции безопасности ISO и МЭК иерархическая структура регламентов и стандартов могла бы выглядеть иначе (рис. 1).

Иерархия технических регламентов и стандартов в области безопасности

В вершине иерархической структуры мог бы располагаться системообразующий общий технический регламент (ОТР) о функциональной безопасности продукции и процессов, который отвечает требованиям концепции безопасности ISO и МЭК и содержит самые общие требования к любой продукции и процессам, применительно к которым уместно применять меры, мероприятия, системы и технические средства, снижающие риск причинения вреда до уровня допустимого риска. В качестве доказательной базы для оценки соответствия требованиям этого регламента служат национальные стандарты (ГОСТ Р ), эквивалентные стандартам ISO в области управления качеством, и стандарты МЭК о функциональной безопасности электрических, электронных, программируемых электронных систем, связанных с безопасностью. Возможно, было бы уместным дополнить перечень стандартов доказательной базы национальными стандартами в области экологии и электромагнитной совместимости.
Ниже по иерархической лестнице могли бы быть размещены общие технические регламенты, относящиеся к секторам применения (строительство, транспорт, промышленные процессы и т.п.). В этих технических регламентах должна быть отражена специфика каждого из секторов применения (виды опасностей, принимаемых во внимание в секторе применения, категории объектов, полнота безопасности категорированных объектов и т.д.).
Еще ниже в иерархической системе в каждом секторе применения могут быть размещены специальные технические регламенты (СТР), в которых отражаются требования к отдельным видам объектов сектора применения. Еще ниже в иерархической системе могут быть размещены специальные технические регламенты по группам продукции или иным признакам. Применительно к строительной отрасли система технических регламентов содержала бы следующие взаимосвязанные регламенты:
  • ОТР о функциональной безопасности;
  • ОТР о комплексной функциональной безопасности зданий, строений и сооружений;
  • ряд СТР (о комплексной безопасности высотных зданий и сооружений, подземных и гидротехнических сооружений, энергетических ядерных объектов и объектов химической промышленности).
Подобная структура иерархии технических регламентов представляется более логичной и лаконичной. Для охвата всех отраслей промышленности потребуется значительно меньшее число регламентов, чем это запланировано Министерством промышленности и энергетики в настоящее время. Во всех регламентах будет использован единый подход к оценке безопасности (анализ и оценка рисков), будет применена единая мера величины безопасности (полнота безопасности), будут использованы единые методы и процедуры достижения необходимой безопасности. Потребуется и меньшее количество национальных стандартов для обеспечения доказательной базы подтверждения соответствия требованиям этих технических регламентов.
Возможны и другие варианты построения иерархии технических регламентов. Но в любом случае подход к их построению должен быть системным, логичным, исключающий дублирование и ориентированным на минимизацию числа технических регламентов и сопутствующих национальных стандартов при полном охвате всех секторов применения.

Жизненный цикл функциональной безопасности с позиций ISO и МЭК

В соответствии с концепцией безопасности и требованиями стандартов ISO и МЭК, для обеспечения безопасности объекта технического регулирования должен рассматриваться весь жизненный цикл функциональной безопасности продукции или процесса (рис. 2) и на каждой стадии жизненного цикла должен осуществляться анализ рисков. Реализация подобного требования возможна лишь при условии тщательного планирования, исполнения, последовательного контроля и документирования всех процессов, происходящих в течение полного жизненного цикла безопасности.

Жизненный цикл функциональной безопасности с позиций ISO и МЭК

Управление качеством

Полноценный контроль и управление процессами деятельности обеспечивается в случае применения стандартов управления качеством («менеджмента качества») серии ISO:9000 [7-13], которые регламентируют действия в течение всего жизненного цикла продукции, процесса или услуги. В этой серии стандартов использован непрерывный процессный подход совершенствования продукции, процессов и услуг (рис. 3) с ориентацией на максимальное удовлетворение запросов пользователей (рис. 4). Автоматизация менеджмента качества достигается с использованием CALS-технологий [14], которые начали успешно внедряться в нашей стране.

Полноценный контроль и управление процессами деятельности
Стандарт МЭК 61508
М. Любимов, президент Всемирной академии наук комплексной безопасности,
В. Щербина, проректор, зав. кафедрой Университета комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения
"Алгоритм Безопасности" № 4, 2006 год.



Видеонаблюдение

Внешний вид AN5-21B3.6I Внешний вид AN5-21B3.6I
Уличная аналоговая видеокамера
- 1/3" Pixel plus 1099 - 800 ТВЛ - 3,6 мм - ИК- 20 м
1 947

Производитель Axycam
Внешний вид AD4-P37B3.6I-MG Внешний вид AD4-P37B3.6I-MG
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
Доступно: 58 шт.
1 250

Производитель Axycam
Внешний вид AN4-37B3.6I-MG white Внешний вид AN4-37B3.6I-MG white
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
Доступно: 197 шт.
1 350

Производитель Axycam
Внешний вид AD-P31B3.6I-AHD Внешний вид AD-P31B3.6I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
1 233

Производитель Axycam
Внешний вид AD-P31B2.8I-AHD Внешний вид AD-P31B2.8I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8mm
  • - подсветка - 20м
1 363

Производитель Axycam
Внешний вид AN5-31B3.6I-AHD white/dark grey Внешний вид AN5-31B3.6I-AHD white/dark grey
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
2 402

Производитель Axycam
Внешний вид AD-31B3.6I-AHD Внешний вид AD-31B3.6I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 25м
2 012

Производитель Axycam
Внешний вид AD7-31V12I-AHD Внешний вид AD7-31V12I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8-12mm
  • - подсветка - 25м
3 310

Производитель Axycam
Внешний вид AD-P33B3.6NIL Внешний вид AD-P33B3.6NIL
Купольная металлическая IP камера
Доступно: 3 шт.
4 024

Производитель Axycam
Внешний вид AN4-37V12I-MG Внешний вид AN4-37V12I-MG
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8-12mm
  • - подсветка - 40м
4 219

Производитель Axycam
Найдено товаров: 1807
1 2 3 4 5

Возврат к списку

Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ