Статьи

К списку статей

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Семинар-конференция «КОММЕНТАРИИ К ИЗБРАННЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПРОВОДНЫХ СИСТЕМ СИГНАЛИЗАЦИИ»
Санкт-Петербург, 19 ноября 2008 г.

19 ноября 2008 года в Санкт-Петербурге в Большом конференц-зале гостиницы «Октябрьская» прошел семинар-конференция « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Комментарии к избранным положениям и преимущества применения беспроводных систем сигнализации ». Организаторами выступили компания «Аргус-Спектр», Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу и Ассоциация Индустрии Безопасности.
В первой секции семинара-конференции заместитель начальника Управления государственного пожарного надзора, начальник отдела лицензирования и нормативно-технической работы ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Евгений Григорьевич Дейнека рассказал о целях и задачах нового Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности », вступающего в силу 1 мая 2009 года.
Докладчик отметил, что необходимость принятия этого документа назревала давно. Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ускорил этот процесс.
МЧС одним из первых подготовило и добилось принятия Технического регламента на уровне Федерального закона, призванного объединить все основные требования пожарной безопасности, которые в настоящее время рассредоточены в различного рода нормативных документах - Правилах пожарной безопасности, ГОСТах, СНиПах, ПУЭ и НПБ.
Заместитель начальника Управления государственного пожарного надзора, начальник отдела лицензирования и нормативно-технической работы ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Е.Г. Дейнека
Заместитель начальника Управления государственного пожарного надзора, начальник отдела лицензирования и нормативно-технической работы ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Е.Г. Дейнека Основной мотивацией подготовки данного документа, которая велась в течение 4 лет, явилось то, что страна, вступая в рамки рыночных отношений, должна трансформировать, в том числе, и те требования, которые предъявляются со стороны надзорных органов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основные задачи, которые были поставлены при разработке Технического регламента:
  • определение на законодательном уровне основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и общих требований пожарной безопасности к объектам защиты;
  • формирование принципиально нового механизма реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения;
  • комплексное обеспечение пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
  • внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).
В результате был разработан и 22 июля 2008 года Президентом РФ утвержден Федеральный закон № 123-ФЗ, который вступает в силу 1 мая 2009 года. Конечно, за основу в Техническом регламенте были взяты требования пожарной безопасности, сегодня применяемые на территории Российской Федерации, отработанные и привычные для участников рынка документы. Вместе с тем, закон ввел ряд инновационных моментов, которые ранее не применялись:
  • появился термин «оценка пожарного риска»;
  • появился термин «допустимый уровень пожарного риска для определенной категорий объектов»;
  • введено понятие «декларация пожарной безопасности».
Сам Регламент включает в себя 8 разделов, в которых приведена классификация пожаров, элементов обеспечения пожарной безопасности, определены задачи системы противопожарной защиты и ее составных частей, порядок контроля выполнения требований закона, и охватывает, в том числе, основные вопросы сертификации продукции как общего, так и специального назначения.

РИСКИ И ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Законом определено, что декларация пожарной безопасности должна будет предъявляться в орган, осуществляющий надзор (на данный момент это МЧС). И нормативно-техническое регулирование в области пожарной безопасности, и порядок составления декларации, и порядок ее регистрации должны быть определены в МЧС к моменту вступления в силу Технического регламента.
В законе применена такая формулировка: «...пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования, установленные в Техническом регламенте, а пожарные риски не превышают установленные допустимые значения». Соответственно, риски имеют цифровые показатели, которые также прописаны в законе. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых в законе не установлены требования к пожарной безопасности, считается обеспеченной только в том случае, если уровень пожарного риска соответствует прописанным значениям. Важно отметить, что для большей части объектов, если выполняются обязательные требования, считать риск не обязательно.
В соответствии со статьей 144 Технического регламента, предпринимателю, хозяйствующему субъекту, дается право выбора формы осуществления надзора за пожарной безопасностью на его объекте. Это может быть контроль только за соблюдением того минимального перечня требований, которые необходимо выполнять для того, чтобы обеспечить на объекте допустимый уровень пожарного риска. Может быть и вариант на основе оценки и расчета пожарного риска. А сама реализация этого подхода раскрывается в отдельных статьях, которые описывают механизмы оценки пожарного риска, его допустимый уровень и те действия, которые предприниматель должен осуществлять.
В частности, одним из таких действий является добровольное пожарное страхование. Элементы страхования - это определенная инновация. Закон оговаривает, что при обеспечении пожарной безопасности можно как альтернативу применять страхование имущественной ответственности перед третьими лицами.
Аудит или оценку риска будут осуществлять организации, которые получат аккредитацию в МЧС. Это определяет зарегистрированный в Министерстве юстиции приказ № 607 от 20.11.2007 г., который имеет статус нормативно-правового акта. Организация, которая будет намерена заниматься аудитом пожарной безопасности либо оценкой пожарного риска, должна соответствовать требованиям этого приказа. Территориальным органам МЧС дано право организовывать свои комиссии по аккредитации оценочных организаций. В Москве приказом главы МЧС такая комиссия уже создана, и состоялось ее первое заседание.
Процедуры по оценке риска, которые определяют алгоритм работы вышеуказанных организаций, будут прописаны отдельным постановлением Правительства РФ. На данный момент на сайте ВНИИПО размещена первая редакция проекта Свода правил «Методика оценки пожарного риска для производственных объектов». Планируется, что со временем этих методик будет не одна и не две, и разрабатываться они будут уже непосредственно в организациях, профессионально занимающихся оценкой риска. Вот почему для этих методик предусматривается специальный механизм согласования и утверждения.
Необходимо отметить, что подход к оценке риска и элементам страхования без участия органов пожарного надзора применяется во многих странах. Существуют страны, в которых вообще нет органов Госнадзора в этой области. Вместо этого там существует механизм декларирования в области пожарной безопасности или страхования.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

На объекты, которые по своим признакам подпадают под декларирование, но были введены в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента, декларацию пожарной безопасности необходимо подать не позднее, чем через год после вступления закона в силу.
На все объекты, которые будут вновь проектироваться, подача декларации обязательна. Законом определено следующее: при проектировании зданий декларация оформляется либо проектной организацией, либо заказчиком строительства.
При этом из строящихся объектов декларированию в обязательном порядке на основе расчета риска будут подлежать только те, которые проходят процедуру Госэкспертизы проектной документации, и объекты по классу функциональной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1, Ф4.2, т.е. с массовым пребыванием людей (больницы, школы-интернаты, места с потенциально более высокой степенью риска).
За невыполнение требований Технического регламента с 1 мая 2009 года будет предусмотрена административно-уголовная ответственность, для этого готовятся изменения в Административный и Уголовный кодексы РФ.

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

В настоящее время выполняется программа по подготовке и введению в действие Технического регламента. Она состоит из 7 пунктов, и все готовящиеся в рамках этой программы документы должны быть утверждены до 1 мая:
  • Внесение ряда изменений с учетом вступления в силу Федерального закона № 123 в законодательные акты РФ, в частности, в закон о пожарной безопасности.
  • Подготовка и внесение соответствующих изменений в кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс, где предусматривается ответственность хозяйствующих субъектов и надзорных органов.
  • Разработка нормативно-правовых актов по оценке пожарного риска.
  • Определение порядка работы по декларированию пожарной безопасности в МЧС (ведомственный документ).
  • Разработка национальных стандартов, сводов правил, которые должны пройти экспертизу, согласование и в конечном итоге быть утверждены. Именно на них базируется реализация требований Технического регламента, а по форме это будет конкретизация показателей и характеристик. Эти документы сейчас находятся на стадии подготовки к рассмотрению и согласованию.
  • Национальные стандарты и своды правил в области пожарной безопасности для конкретных объектов защиты, которые включат в себя рассредоточенные по многим документам в общем и размытом виде существующие требования. Своды будут разбиты на 4 части: требования к эвакуации, к предотвращению возникновения пожара, к ограничению распространения пожара, к созданию условий для тушения пожара и проведению спасательных работ .
  • Переработка «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» в части трансформирования в них требований организационного характера, которые должны выполняться собственниками объектов для обеспечения пожарной безопасности. Вся работа по созданию новой нормативной базы проводится открыто. На официальных сайтах ВНИИПО и МЧС размещаются текущие версии проектов документов, которые разрабатываются для вступления в силу Технического регламента. Силами Главного управления МЧС и ГосПожНадзора по Санкт-Петербургу развернута работа по оказанию консультаций и разъяснений в части применения новых норм пожарной безопасности. Многочисленные вопросы слушателей к докладчику касались в основном нового механизма декларирования и требований, предъявляемых к работе проектно-монтажных организаций.
    Во второй секции семинара-конференции с докладом об основных составляющих Технического регламента и новых нормативных требованиях в области пожарной безопасности выступил советник президента Ассоциации Индустрии Безопасности Александр Вадимович Зайцев. Выступающий высоко оценил значение федерального закона как первого нормативного документа в этой области, дающего ответы на основные вопросы организации противопожарной безопасности - организационно-правового, правового, организационно-технического и технического характера. Докладчик выразил уверенность, что Технический регламент станет основой для создания полноценной и работающей нормативной базы, обеспечивающей повышение до требуемого уровня надежности и устойчивости систем противопожарной защиты к воздействию опасных факторов пожара.
    "Алгоритм Безопасности" № 1, 2009 год.



  • Охранно-пожарное оборудование

    Внешний вид ИПД 3.1М Внешний вид ИПД 3.1М
    ИПД 3.1М
    245

    Производитель Артон
    Внешний вид Спектрон-201 Внешний вид Спектрон-201
    Спектрон-201
    2 605

    Производитель Спектрон
    Внешний вид ИПДЛ-Д-II/4Р исп.5 Внешний вид ИПДЛ-Д-II/4Р исп.5
    ИПДЛ-Д-II/4Р исп.5
    8 980

    Производитель Полисервис
    Внешний вид ИПДЛ-52 СМД (8-80) Внешний вид ИПДЛ-52 СМД (8-80)
    ИПДЛ-52 СМД (8-80)
    12 180

    Производитель ИВС-Сигналспецавтоматика
    Внешний вид ИПДЛ-52 СМД (8-100) Внешний вид ИПДЛ-52 СМД (8-100)
    ИПДЛ-52 СМД (8-100)
    14 028

    Производитель ИВС-Сигналспецавтоматика
    Внешний вид ИПР-55 Внешний вид ИПР-55
    ИПР-55
    132

    Производитель Арсенал безопасности
    Внешний вид ПКИ-СО1 Вишня-И Внешний вид ПКИ-СО1 Вишня-И
    ПКИ-СО1 Вишня-И
    155

    Производитель Комтид
    Внешний вид Молния-12 Внешний вид Молния-12
    Молния-12
    156

    Производитель Арсенал безопасности
    Внешний вид КРИСТАЛЛ-12 Выход Внешний вид КРИСТАЛЛ-12 Выход
    КРИСТАЛЛ-12 Выход
    173

    Производитель Электротехника и Автоматика
    Внешний вид ДИП-3СУ Внешний вид ДИП-3СУ
    ДИП-3СУ
    215

    Производитель Ирсэт
    Найдено товаров: 3199
    1 2 3 4 5

    Возврат к списку

    Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
    Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
    Загрузка готовых планов и их масштабирование;
    Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
    Дружелюбный интерфейс;
    Индивидуальные настройки программы и оборудования.
    Техподдержка встроена непосредственно в программу.
    Регистрация занимает одну минуту.

    ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ