Статьи

К списку статей

Двенадцать заповедей рыночного прагматизма

Андрей Антоненко,
руководитель Службы менеджмента качества
НПО «Мосспецавтоматика», кандидат технических наук, академик ВАН КБ


Привилегия быть защищенным от риска нанесения ущерба личности и собственности сегодня абсолютно доступна массовому российскому потребителю. Создание в этих целях системы безопасности - это, прежде всего, обоснование и реализация определенных тактико-технических характеристик системы, предпосылок и условий для ее устойчивого функционирования, гарантия эффективного противодействия системы реальным и потенциальным угрозам различной природы.

В настоящее время задачи комплексного обеспечения безопасности гражданских объектов всех видов и форм собственности решаются с помощью создания комплексных систем, основу которых составляют технические средства пожарной автоматики, охраны, инженерного жизнеобеспечения. Общее количество оборудованных техническими средствами пожарной автоматики и охраны объектов в целом по стране превышает 2 миллиона, что привело к созданию предлагающей соответст­вующие услуги специфической отрасли, в которой занято более 700 тысяч сотрудников.

По объективно сложившимся условиям на отечественном рынке, услуги в этой сфере фактически утратили свои такие, казалось бы, непоколебимые качества, как исключительность и «непрозрачность». Законы рынка заставляют заметно потесниться недавних монополистов. Большинство государственных, да уже и негосударственных организаций, занимающихся подобным видом деятельности, предлагают примерно одинаковый спектр услуг на вполне сопоставимых условиях.

Длительное время соперничество ограничивалось только рамками предлагаемых быстро обновляющихся технологий, практически без вложения финансовых, интеллектуальных и материальных средств в создание нового нормативно-методического обеспечения проводимых работ или, в крайнем случае, в незначительное, «косметическое» улучшение ранее разработанных документов. Однако время неумолимо берет свое, и сегодня этот ресурс практически исчерпан.

Экспозиции специализированных выставок в последние годы наглядно показывают, что так называемая «технологическая гонка» в обеспечении безопасности объектов значительно идет на убыль, а ее место уверенно занимает соревнование в решении насущных проблем обеспечения качества в эксплуа­тации техники, в стремлении предугадать потребности или даже интуитивные пожелания реальных и потенциальных клиентов, расширить за счет этого сферу влияния.

В технологически развитых областях деятельности качество постепенно одерживает верх над стоимостью.

Вполне реально просматриваются варианты потери заказов или клиентов из-за неудовлетворительного качества предоставляемой продукции и/или услуги. Между тем, из зарубежной практики известно, что привлечение нового клиента обходится в 7 (!) раз дороже, чем удержание старого.

Основными нормативно-правовыми актами в стране, регулирующими отношения государства и субъектов хозяйствования в области обеспечения безопасности, являются такие законы, как Закон «О безопасности», « О гражданской обороне », «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», « О милиции », «Об охране окружающей среды». Законы однозначно трактуют обеспечение безопасности и защиту общества от угроз различной природы как одну из важнейших функций государства в обеспечении национальной безопасности.

Эффективная эксплуатация любой техники зависит, как известно, не только от знания персоналом материальной части, но и от своевременного грамотного использования им действующей нормативной базы. Современная отечественная нормативно-техническая база (НТБ) нашей страны, используемая в решении вопросов безопасности в целом, начала формироваться примерно с 1904 года (с образования старейшей и авторитетнейшей Международной электротехнической комиссии, техническим специалистам больше известной под аббревиатурой «МЭК»). То есть создавалась практически в течение всего ХХ века. Сегодня российская НТБ включает в себя десятки тысяч государственных стандартов, общегосударственных строительных и санитарных норм, сотни тысяч ведомственных нормативно-технических документов различного профиля и уровня, технических условий на различную продукцию.

Все документы НТБ по безопасности создавались по выверенной практикой технической идеологии, взаимосвязаны, изложены общепринятым техническим языком высокого уровня, включают, кроме специально сформулированных текстов, формулы, графики, номограммы, чертежи, рисунки, схемы, таблицы, аббревиатуры, иноязычные аналогии и т.д. В документах низшего уровня и ранга обязательно присутствуют многочисленные ссылки на документы более высокого уровня. Все это многообразие создавалось под эгидой Государственной системы стандартизации (ГСС).

Кроме того, существует многочисленная научно-техническая и учебно-методическая литература, непременно соответствующая жестким условиям и правилам разработки НТБ, которая обучила и воспитала многие поколения отечественных инженерно-технических специалистов и ученых мирового уровня и класса.

27 декабря 2002 года - Государственной Думой принят и с 1 июля 2003 года вступил в силу ФЗ «О техническом регулировании» (ТР) [1], принципиально изменивший ситуацию в области государственного и ведомственного технического нормотворчества. Согласно новому Закону о ТР исполнение государственных стандартов становится не обязательным, а добровольным и вместо них вводятся новые документы высшего ранга - «Технические регламенты», которым присвоен статус технических законов со всеми вытекающими отсюда последствиями (правила оформления, порядок разработки, процедуры принятия и т.д.).

Необходимые технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу Закона о ТР. Обязательные требования действующих нормативных документов, соответствующие целям по безопасности, в соответствии с Законом, при отсутствии регламентов будут действовать в течение 7 лет, а затем утратят силу (!). Категорично и просто.

Специалисты подсчитали, что в этой связи необходимо разработать около 500 технических регламентов, стоимость разработки каждого из которых составит порядка 1-1,3 миллиона рублей.

Вновь введенный Закон о ТР на первых порах, естественно, вызвал острую дискуссию. Породил много риторических или же откровенно недоуменных вопросов технических специалистов различных отраслей, слушателей учебно-методических центров предлицензионной подготовки. В отдельных публикациях звучали однозначно отрицательные оценки авторитетных оппонентов [2]. В кулуарных обменах мнениями проявлялись растерянность, ирония и сарказм. Тем более что вне формата Закона о ТР остались, например, такие важные технические документы, как СНиПы, СанПиНы, ПУЭ, различные ведомственные нормы, пронизанные многочисленными связями, взаимными ссылками.

Ситуацию значительно прояснила и разрядила проведенная в октябре Госстандартом России научно-практическая конференция [3], расставившая, как говорится, точки над «i». В частности, были даны следующие разъяснения.

1. Закон о ТР - начальный шаг в переходе от административного управления нормотворчеством к рыночному, когда нормативы больше не спускаются сверху.

2. Введением Закона о ТР создана предпосылка образования принципиально новой системы формирования нормативно-технической базы через переосмысление старой (но не через ее тотальное разрушение). Здесь просматривается чисто прагматический интерес, так как времени на раскачку нет [4]. К 2010 году реформирование должно приобрести необратимый характер, в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.

3. Сегодня на государственном уровне признано, что качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, качество управления производственными процессами - это серьезная национальная проблема, от решения которой зависят:

  • конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке;
  • место России в мировом сообществе с позиции стран с развитой ориентированной экономикой;
  • роль России в мировом разделении труда;
  • национальная безопасность государства.

4. Необходимость разработки технических регламентов должна инициироваться самими потенциальными потребителями, и государственному регулированию, т.е. государственному надзору, подлежат исключительно вопросы обеспечения безопасности людей и ущерба третьим лицам. Тем самым, за ущерб и безопасность своего имущества отвечает сам собственник.

5. Главный механизм реформы НТБ - не тарифное, а техническое, т.е. законодательное регулирование нормотворчества.

6. Закон о ТР призван исключить избыточное и ограничить ведомственное нормотворчество в вопросах обеспечения качества, поэтому он реализует следующие принципы:

  • отвечать за качество, а не за удостоверяющий его документ;
  • отвечать за качество не только штрафами, но и отзывами потребителей, рыночной репутацией производителя продукции и услуг, т.е. своим будущим;
  • обеспечить производителю и потребителю понятность причин возникновения и механизма выполнения требований к качеству выпускаемых на рынок продукции и услуг;
  • сделать разработку НТД максимально открытой для обсуждения;
  • дать производителю возможность выбора схем соответствия выпускаемой на рынок продукции и услуг требованиям по качеству;
  • регламентировать не саму продукцию, а условия ее производства и применения (здесь наблюдается известная преемственность с «Концепцией национальной стандартизации» 1998 года).

7. Ключевыми элементами ТР являются:

  • стандартизация (с условием презумпции приоритетности национальных стандартов международным стандартам, в том числе Европейского Союза, при условии их не худшего уровня);
  • подтверждение соответствия качества продукции и услуг;
  • аккредитация органов разработки, контроля и принятия НТД;
  • обеспечение Госнадзора за качеством продукции и услуг (его инструменты - испытания, сертификация, лицензирование, декларирование).

8. Соблюдается баланс интересов: государства в лице институтов Госнадзора > производителя > потребителя > всего общества в целом. При сохранении ответственности государства перед обществом за качество продукции и услуг в виде Госконтроля через свой национальный контролирующий орган - Госстандарт. В перспективе допустим и возможен переход отдельных государственных контролирующих функций к внебюджетным организациям.

9. Новая система НТД согласно Закону о ТР становится двухступенчатой и структурно состоит из:

  • совокупности технических регламентов (основных и специальных);
  • совокупности государственных (в дальнейшем - национальных) стандартов, а также по принадлежности - отраслевых стандартов (однако последние должны будут либо найти новых «хозяев» и перейти в разряд корпоративных документов, либо «умереть») и иных корпоративных документов (союзов, ассоциаций, обществ, объединений, предприятий и фирм).

В новых стандартах предполагается нормировать лишь потребительские свойства продукции и услуг, но не технологии, конструкцию, дизайн. (Примерами таких эксклюзивных разработок могут являться: РД 25.03.001-2002 - «Системы охраны и безопасности объектов. Термины и определения»; стандарт Ассоциации СТА 25.03.002-2003 - «Системы безопасности комплексные. Общие положения». Разработчик - Международная ассоциация «Систем сервис». Руководитель работ - президент, доктор технических наук, академик ВАН КБ М.М. Любимов.)

10. Задача реформирования системы НТД тяжела и дорогостояща, поэтому необходима консолидация усилий, в том числе интеллектуальных и финансовых, заинтересованных субъектов хозяйствования и разработчиков. (В качестве примера можно привести совместное начало разработки рядом организаций проекта специального Технического регламента с рабочим названием «Комплексное обеспечение безопасности объектов гражданского назначения». Головной исполнитель - Международная ассоциация «Систем сервис».) Главной проблемой в сложившихся условиях становится налаживание разрушенных ведомственно-горизонтальных связей.

11. Обязательным для исполнения Закон делают только технические регламенты в строго регламентированных областях деятельности. Исполнение любых стандартов по Закону становится добровольным, но стандартам и иным нормативным документам, построенным на основе стандартов, отводится роль доказательно-ссылочной базы соответствия выпускаемой продукции и услуг требованиям технического законодательства в лице технического регламента, т.е. для подтверждения действий производителей в рамках закона. Избежать соблюдения стандартов, хотя бы и добровольных, по новому статусу нельзя, так как теперь это доказательно-ссылочная база исполнения технического законодательства со всеми вытекающими последствиями. В первую очередь - для подтверждения, доказательства качества продукции и услуг, их последующего декларирования, лицензирования или сертификации.

12. Одну из ведущих ролей в части подготовки отраслевых технических специалистов-нормативщиков, «качественников» (в том числе, по безопасности) может и должна сыграть ныне действующая комплексная система обучения по программам предлицензионной подготовки, осуществляемого аккредитованными учебно-методическими центрами, но при условии подготовки учебных программ, соответствующих технологическому профилю обучающихся.


Видеонаблюдение

Внешний вид AN5-21B3.6I Внешний вид AN5-21B3.6I
Уличная аналоговая видеокамера
- 1/3" Pixel plus 1099 - 800 ТВЛ - 3,6 мм - ИК- 20 м
1 947

Производитель Axycam
Внешний вид AD4-P37B3.6I-MG Внешний вид AD4-P37B3.6I-MG
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
Доступно: 57 шт.
1 250

Производитель Axycam
Внешний вид AN4-37B3.6I-MG white Внешний вид AN4-37B3.6I-MG white
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
Доступно: 179 шт.
1 350

Производитель Axycam
Внешний вид AD-P31B3.6I-AHD Внешний вид AD-P31B3.6I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
1 233

Производитель Axycam
Внешний вид AD-P31B2.8I-AHD Внешний вид AD-P31B2.8I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8mm
  • - подсветка - 20м
1 363

Производитель Axycam
Внешний вид AN5-31B3.6I-AHD white/dark grey Внешний вид AN5-31B3.6I-AHD white/dark grey
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
2 402

Производитель Axycam
Внешний вид AD-31B3.6I-AHD Внешний вид AD-31B3.6I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 25м
2 012

Производитель Axycam
Внешний вид AD7-31V12I-AHD Внешний вид AD7-31V12I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8-12mm
  • - подсветка - 25м
3 310

Производитель Axycam
Внешний вид AD-P33B3.6NIL Внешний вид AD-P33B3.6NIL
Купольная металлическая IP камера
Доступно: 1 шт.
4 024

Производитель Axycam
Внешний вид AN4-37V12I-MG Внешний вид AN4-37V12I-MG
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8-12mm
  • - подсветка - 40м
4 219

Производитель Axycam
Найдено товаров: 1722
1 2 3 4 5

Возврат к списку

Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ