Статьи

К списку статей

ВНИМАНИЕ! Говорит объект Системы речевого пожарного оповещения и системы трансляции

Начало статьи

О совместимости систем оповещения о пожаре и систем оповещения ГО

При отслеживании законодательных документов, касающихся систем оповещения ГО, необходимо признать, что на данный момент отсутствует единая принятая терминология по системам оповещения ГО:
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 — «Система оповещения и информирования в речевой форме населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 в качестве составляющей предыдущей системы появляется «Локальная система оповещения »;
  • В совместном приказе МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 7 декабря 1998 г. № 701/212/803 появляется термин « Система оповещения гражданской обороны »;
  • В распоряжении губернатора Санкт-Петербурга от 22 февраля 2000 г. № 182-р появляется следующий термин «Территориальная подсистема оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р появляется новое название: « Автоматизированная система централизованного оповещения населения».
В нормативных документах о сопряжении СОУЭ с системами оповещения ГО находим следующую информацию - см. НПБ 104-2003 :
Пункт 3.25: «Коммуникации системы оповещения допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания». Правда, определение понятия «коммуникация» не дано и остается непонятным.
Пункт 3.2: «При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны».
В 2003 году, при выходе указанных НПБ и при отсутствии единой терминологии по системам оповещения ГО, возникали разночтения пункта 3.2, поэтому в июле 2004 года Госпожнадзор делает разъяснения:
«В соответствии с разделом 2 НПБ 104 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным.* Однако в целях реализации п. 3.2 НПБ 104 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радиопередачи)».
Однако даже при наличии этих разъяснений существуют проблемы, хотя бы даже и частичного, сопряжения двух систем - прежде всего, техническая составляющая данного вопроса: если радиотрансляционная сеть может и должна являться основой для передачи сигналов оповещения по ГО (п. 18 приказа от 7 декабря 1998 г. № 701/212/803), то для системы оповещения о пожаре можно использовать только общие с ней коммуникации. По идее, совместно в обеих системах могут быть использованы речевые оповещатели. Однако на данный момент радиотрансляционные двухрежимные громкоговорители промышленного изготовления с включенным в цепь регулятором громкости и в обход его, насколько известно автору, не выпускаются.
Более того, монтаж и последующее обслуживание радиотрансляционной сети и систем оповещения о пожаре производятся различными организациями, имеющими различные лицензии и работающими с разным оборудованием.
Есть вопросы и по правовой составляющей: действительно, по нормативным документам определены территориальные и локальные системы оповещения.
На данный момент нет ни одного документа общероссийского значения о необходимости, порядке построения и технических требованиях к объектовым системам оповещения по ГО, но зато такие документы без какой-либо проработки появляются на территориальном уровне. Это касается организаций с количеством работающих 200 и более человек, школ, институтов, театров, музеев, вокзалов, универмагов, рынков и т. п.
Кроме того, требования для этих объектовых систем не совсем понятны. Они должны включать в себя пункт управления, принимающий сообщения от территориальной системы, и быть оборудованы телефонной связью и средствами прямой связи с основными подразделениями объекта и аварийными службами. Прямая связь и система оповещения - принципиально разные вещи.
Проблема № 5: Таким образом, на данный момент существует несогласованность нормативной базы по вопросу сопряжения СОУЭ с системами оповещения ГО. Так как на этапе проектирования эти системы подлежат согласованию также и в Госстройнадзоре и Гостехнадзоре, то можно предположить, что несоответствия и вопросы к контролирующим органам будут только увеличиваться и тормозить процесс оборудования объектов системами оповещения о пожаре.
Выводы:
Подводя итог данной статьи, можно предположить следующие варианты развития ситуации, сложившейся с системами оповещения и управления эвакуацией:
  • Проектно-монтажные организации начнут более внимательно относиться к положениям нормативных документов.
  • Проблемам систем оповещения и управления эвакуацией будет уделено должное внимание и на правительственном уровне.
  • На рынке появятся системы оповещения, в том числе беспроводные, решающие вопросы, описанные выше, на качественно новом уровне.
Сергей Канищев, менеджер проектов;
Анна Войнова, директор по маркетингу ООО «Арман», Санкт-Петербург 

Системы оповещения и трансляции

Внешний вид Соната-У-Б Внешний вид Соната-У-Б
Активный речевой оповещатель с возможностью установки светового табло «Молния»,12В, 100мА, 1 Вт. Подключается к линейному выходу«Соната-М» (М-Д, М-Б)
465

Производитель Арсенал безопасности
Внешний вид АРИЯ-БР-М Внешний вид АРИЯ-БР-М
Блок расширения с возможностью трансляции фоновой музыки
758

Производитель Электротехника и Автоматика
Внешний вид T-6 Внешний вид T-6
Регулятор громкости 6 Вт/100 В
706

Производитель ITC-ESCORT
Внешний вид АРИЯ-БРО-АС Внешний вид АРИЯ-БРО-АС
Оповещатель охранно-пожарный речевой
867

Производитель Электротехника и Автоматика
Внешний вид Соната-М-Б Внешний вид Соната-М-Б
Речевой оповещатель с возможностью установки светового табло «Молния», 12В, 1Вт, 100мА
874

Производитель Арсенал безопасности
Внешний вид АРИЯ-БРО-М Внешний вид АРИЯ-БРО-М
Блок речевого оповещения с возможностью трансляции музыки
1 035

Производитель Электротехника и Автоматика
Внешний вид T-6F Внешний вид T-6F
Регулятор громкости 6 Вт/100 В, реле принудительного включения
1 006

Производитель ITC-ESCORT
Внешний вид АРИЯ-БРО-РМ-МИНИ Внешний вид АРИЯ-БРО-РМ-МИНИ
Блок речевого оповещения с возможностью трансляции музыки и резервным источником питания
1 148

Производитель Электротехника и Автоматика
Внешний вид АРИЯ-БР-Р Внешний вид АРИЯ-БР-Р
Блок расширения с резервным источником питания
1 148

Производитель Электротехника и Автоматика
Внешний вид T-2080 Внешний вид T-2080
Аксессуар ITC ESCORT T-2080
1 165

Производитель ITC-ESCORT
Найдено товаров: 377
1 2 3 4 5

Возврат к списку

Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ