Статьи

К списку статей

ВНИМАНИЕ! Говорит объект Системы речевого пожарного оповещения и системы трансляции

Начало статьи

О совместимости систем оповещения о пожаре и систем оповещения ГО

При отслеживании законодательных документов, касающихся систем оповещения ГО, необходимо признать, что на данный момент отсутствует единая принятая терминология по системам оповещения ГО:
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 — «Система оповещения и информирования в речевой форме населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 в качестве составляющей предыдущей системы появляется «Локальная система оповещения »;
  • В совместном приказе МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 7 декабря 1998 г. № 701/212/803 появляется термин « Система оповещения гражданской обороны »;
  • В распоряжении губернатора Санкт-Петербурга от 22 февраля 2000 г. № 182-р появляется следующий термин «Территориальная подсистема оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р появляется новое название: « Автоматизированная система централизованного оповещения населения».
В нормативных документах о сопряжении СОУЭ с системами оповещения ГО находим следующую информацию - см. НПБ 104-2003 :
Пункт 3.25: «Коммуникации системы оповещения допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания». Правда, определение понятия «коммуникация» не дано и остается непонятным.
Пункт 3.2: «При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны».
В 2003 году, при выходе указанных НПБ и при отсутствии единой терминологии по системам оповещения ГО, возникали разночтения пункта 3.2, поэтому в июле 2004 года Госпожнадзор делает разъяснения:
«В соответствии с разделом 2 НПБ 104 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным.* Однако в целях реализации п. 3.2 НПБ 104 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радиопередачи)».
Однако даже при наличии этих разъяснений существуют проблемы, хотя бы даже и частичного, сопряжения двух систем - прежде всего, техническая составляющая данного вопроса: если радиотрансляционная сеть может и должна являться основой для передачи сигналов оповещения по ГО (п. 18 приказа от 7 декабря 1998 г. № 701/212/803), то для системы оповещения о пожаре можно использовать только общие с ней коммуникации. По идее, совместно в обеих системах могут быть использованы речевые оповещатели. Однако на данный момент радиотрансляционные двухрежимные громкоговорители промышленного изготовления с включенным в цепь регулятором громкости и в обход его, насколько известно автору, не выпускаются.
Более того, монтаж и последующее обслуживание радиотрансляционной сети и систем оповещения о пожаре производятся различными организациями, имеющими различные лицензии и работающими с разным оборудованием.
Есть вопросы и по правовой составляющей: действительно, по нормативным документам определены территориальные и локальные системы оповещения.
На данный момент нет ни одного документа общероссийского значения о необходимости, порядке построения и технических требованиях к объектовым системам оповещения по ГО, но зато такие документы без какой-либо проработки появляются на территориальном уровне. Это касается организаций с количеством работающих 200 и более человек, школ, институтов, театров, музеев, вокзалов, универмагов, рынков и т. п.
Кроме того, требования для этих объектовых систем не совсем понятны. Они должны включать в себя пункт управления, принимающий сообщения от территориальной системы, и быть оборудованы телефонной связью и средствами прямой связи с основными подразделениями объекта и аварийными службами. Прямая связь и система оповещения - принципиально разные вещи.
Проблема № 5: Таким образом, на данный момент существует несогласованность нормативной базы по вопросу сопряжения СОУЭ с системами оповещения ГО. Так как на этапе проектирования эти системы подлежат согласованию также и в Госстройнадзоре и Гостехнадзоре, то можно предположить, что несоответствия и вопросы к контролирующим органам будут только увеличиваться и тормозить процесс оборудования объектов системами оповещения о пожаре.
Выводы:
Подводя итог данной статьи, можно предположить следующие варианты развития ситуации, сложившейся с системами оповещения и управления эвакуацией:
  • Проектно-монтажные организации начнут более внимательно относиться к положениям нормативных документов.
  • Проблемам систем оповещения и управления эвакуацией будет уделено должное внимание и на правительственном уровне.
  • На рынке появятся системы оповещения, в том числе беспроводные, решающие вопросы, описанные выше, на качественно новом уровне.
Сергей Канищев, менеджер проектов;
Анна Войнова, директор по маркетингу ООО «Арман», Санкт-Петербург 

Системы оповещения и трансляции

Внешний вид RM-05A Внешний вид RM-05A
Микрофонная панель Inter-M на 5 зон для усилителей серии PAM и PCT, 120-16000 Гц
11 539

Производитель Inter-M
Внешний вид PMU-240N Внешний вид PMU-240N
Цифровой микшер-усилитель, 5 зон, 240 Вт, цифровой мультимедийный проигрыватель, USB, Ethernet, 5 унив., 3 лин. входа, вход АТС
67 701

Производитель Inter-M
Внешний вид PAM-520 Внешний вид PAM-520
Модульный микшер-усилитель, 5 зон, 240 Вт, 2 лин., 4 унив. входа, вход АТС, RM-05A, режим EM, Voice File
81 241

Производитель Inter-M
Внешний вид Jack 3.5 (ш)- Jack 6,3 (г) Внешний вид Jack 3.5 (ш)- Jack 6,3 (г)
Переходник
18

Производитель Inter-M
Внешний вид Jack 3.5 (г)- Jack 6.3 (ш) Внешний вид Jack 3.5 (г)- Jack 6.3 (ш)
Переходник
18

Производитель Inter-M
Внешний вид RCA "тюльпан" (штекер) Внешний вид RCA "тюльпан" (штекер)
Разъем для межблочного соединения
20

Производитель Inter-M
Внешний вид Jack (ш), моно, 6,3мм Внешний вид Jack (ш), моно, 6,3мм
Разъем для межблочного соединения
21

Производитель Inter-M
Внешний вид RCA (штекер) Внешний вид RCA (штекер)
Штекер RCA (тюльпан) под пайку.
30

Производитель Inter-M
Внешний вид XLR штырь-разъем Внешний вид XLR штырь-разъем
Разъем для межблочного соединения
49

Производитель Inter-M
Внешний вид XLR гнездо-разъем Внешний вид XLR гнездо-разъем
Разъем для межблочного соединения
49

Производитель Inter-M
Найдено товаров: 958
1 2 3 4 5

Возврат к списку

Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ