Статьи

К списку статей

Актуальные проблемы технического регулирования

В начало статьи
Стандарт МЭК 61508
Стандарт МЭК 61508 [18-25], содержащий семь частей и один технический отчет, относится в большей части к функциональной безопасности электрических, электронных и программируемых электронных систем, связанных с безопасностью. Эти системы, содержащие сенсоры и оборудование, находящееся под управлением (ОПУ), выполняют функции безопасности, уменьшая риск причинения вреда и/или тяжесть последствий. Стандарт содержит понятийный аппарат, включает меры, способы и процедуры уменьшения риска, вводит единицу измерения безопасности (полноту безопасности), содержит методы расчета и оценки рисков и полноты безопасности для любых систем, связанных с безопасностью, безотносительно к сектору применения. Хотя он разработан для электрических, электронных и программируемых систем, весь его понятийный, математический аппарат, методы и процедуры снижения риска, методы расчета и оценки риска и полноты безопасности могут быть распространены на системы, связанные с безопасностью, основанные на других технологиях, и на внешние средства уменьшения риска. Он содержит требования ко всем стадиям полного жизненного цикла безопасности объекта стандартизации (см. рис. 2). Следует отметить, что стандарт МЭК 61508 учитывает требования стандарта ISO:9001.
Таким образом, этот стандарт является универсальным рабочим инструментом. ISO и МЭК рекомендует повсеместное его использование во всех сферах, связанных с безопасностью, и включение аспектов безопасности в стандарты отдельных секторов применения [16, 17].
Этот стандарт, в совокупности с упомянутыми текстами ISO и ISO/МЭК, может служить как методической основой для разработки технических регламентов, так и основой для создания стандартов доказательной базы для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов в самых различных секторах применения. Следует добавить, что несколько частей этого стандарта уже практически переведены в ранг национального стандарта ГОСТ Р МЭК 61508 (как прямое применение стандарта МЭК в качестве национального стандарта). Они находятся на стадии подготовки к изданию. Оставшиеся части находятся на стадии разработки.
Нормы права и технического регулирования
Нормы права - федеральные законы Российской Федерации, относятся к нормам долговременного действия, обязательным для применения и исполнения. Процедура разработки и принятия федерального закона - мероприятие продолжительное и дорогостоящее. Качественно подготовленный закон должен действовать многие десятилетия без изменений.
Стандарты относятся к нормам технического регулирования добровольного применения. Их цель состоит в содействии унификации, взаимозаменяемости, совместимости продукции, процессов и услуг, повышении их качества и снижении стоимости. Они должны способствовать прогрессу. Для достижения этих целей стандарты должны идти в ногу с прогрессом, т.е. изменяться и дополняться в соответствии с достижениями науки, техники и технологии в секторе применения. Прогрессивные стандарты ориентированы на нормирование требований, соответствующих верхней планке достижений в секторе применения. Они стимулируют конкуренцию производителей и ускоряют прогресс. Стандарты, в которых нормируются требования, уже достигнутые большинством производителей, наоборот, тормозят прогресс и приводят к застою и отставанию в секторе применения. Стандарты, в соответствии с их целями, относятся к документам относительно кратковременного (по крайней мере, не долговременного) действия.
Технические регламенты относятся к гибридным нормам. С одной стороны, они должны содержать требования правового регулирования. Технические регламенты принимаются практически по процедуре принятия федерального закона и расцениваются как нормы прямого действия. С другой стороны, в них должны быть прописаны основные нормы и процедуры технического регулирования. И те и другие нормы и процедуры являются обязательными к применению и исполнению.
В этом кажущемся противоречии, на наш взгляд, и кроется камень преткновения для разработчиков технических регламентов, государственных служащих и представителей общественных советов, которые должны способствовать разработке технических регламентов. Множество проектов технических регламентов, разработанных и одобренных этими лицами, представляют собой документ, в который включены все прежние (читай - устаревшие) нормы технического регулирования, относящиеся к безопасности в секторе применения.
Ярким примером такого подхода к разработке технического регламента служит проект технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности ». Этот документ, объемом почти 700 страниц, включает все прежние, порядком устаревшие, ведомственные нормы: нормы пожарной безопасности, фрагменты строительных норм и правил и правил устройства электроустановок. Став нормой долговременного действия, он надолго остановит прогресс и приведет к застою в данной области. Периодический пересмотр регламента окажется слишком обременительным для федерального бюджета и затормозит работу Государственной думы.
На самом деле, смысл содержания и применения технических регламентов заключается в другом. Технический регламент должен содержать нормы правового регулирования и основные, долговременно не подлежащие изменению нормы технического регулирования. Широкий спектр конкретных требований, характеризующих продукцию или процессы, необходимых для подтверждения соответствия, должен быть вынесен в стандарты - периодически обновляемые документы добровольного применения. Требования этих стандартов становятся обязательными к применению и исполнению после их внесения в текст договора, контракта, а также технического задания или технических условий, которые являются неотъемлемой частью договора или контракта (рис. 5). В этом случае технический регламент превращается в относительно короткий документ долговременного действия, а сопутствующие стандарты обновляются по мере прогресса.
Идея и содержание проекта общего технического регламента в области строительства
Идея и содержание проекта общего технического регламента в области строительства
Проект общего технического регламента с условным наименованием «О комплексной функциональной безопасности зданий и сооружений», основанный на стандартах и руководящих указаниях ISO и МЭК [26], иллюстрирует новый подход к разработке регламента. Он был разработан в инициативном порядке специалистами ВАН КБ, Университета КСБ ИО и МА «Системсервис», обсуждался в узком кругу профессионалов и сейчас находится на стадии доработки.
Общая идея технического регламента состоит в следующем.
  • Строительный объект рассматривается как единое целое со всеми его составляющими (архитектурной частью, машинами, механизмами, системами и подсистемами), каждая из которых может иметь свои меры, системы и средства безопасности.
  • Оценка комплексной безопасности объекта осуществляется на основе анализа рисков и общей оценки риска причинения вреда от совокупности негативных событий.
  • Критерием безопасности объекта является снижение рисков до уровня допустимого риска.
  • Для обеспечения комплексной безопасности в строительных объектах должны быть использованы средства, системы и меры снижения рисков до уровня допустимого риска.
  • В качестве автоматических систем снижение рисков используются электрические, электронные, электронные программируемые системы, системы, основанные на других технологиях, которые воздействуют на оборудование, находящееся под управлением, и реализуют функции безопасности.
  • Мерой безопасности служит полнота безопасности - объективная величина, которую можно измерить или рассчитать. Концепция снижения рисков и общие методы оценки и расчета полноты безопасности приведены в регламенте.
  • Регламент регулирует отношения между субъектами права: органами государства, теми, кто владеет (управляет) источниками опасностей, и теми, кто подвергается риску.
  • Уровень допустимого риска определяется специальной комиссией и утверждается федеральным законом РФ или указом президента РФ на определенный срок (5 лет). По истечении этого срока уровень допустимого риска подлежит пересмотру.
  • Все строительные объекты категоризируются по группам с учетом их назначения, характеристик, важности, степени опасности производств, местных условий и тяжести последствий приводящих к ущербу событий. Категории и группы, гармонизированные с требованиями ISO и МЭК, даны в регламенте. В каждой из групп нормируются уровни безопасности. Их всего четыре. Список категорированных объектов утверждается постановлением Правительства РФ.
  • Перечень угроз, которые необходимо учитывать при оценке безопасности категорированного объекта, утверждается постановлением Правительства РФ.
  • В регламент внесено требование о том, что в документы правового регулирования (договоры, контракты) должны быть включены требования или ссылки на стандарты, необходимые для подтверждения соответствия требованиям технического регламента.
  • Новые и реконструированные строительные объекты допускаются к эксплуатации и пользованию после подтверждения соответствия декларацией о соответствии или сертификатом соответствия (в зависимости от группы и категории объекта) требованиям технического регламента.
  • В регламенте прописаны права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
Основной текст проекта регламента содержит около 40 статей и занимает 20 страниц стандартного текста.
В качестве доказательной базы для подтверждения соответствия предполагается пакет национальных стандартов, основанных на стандарте МЭК 61508 (или ГОСТ Р МЭК 61508), работа над которыми уже начата в инициативном порядке.
Выводы
1. Проблемы в реализации Федерального закона «О техническом регулировании» в значительной степени связаны с:
  • недопониманием разработчиками технических регламентов буквы и духа этого закона;
  • незнанием или игнорированием процедур российского законодательства;
  • игнорированием международного опыта в области технического регулирования, сосредоточенного в прогрессивных стандартах и руководствах ISO и МЭК;
  • отсутствием внятных методических материалов, устраняющих упомянутое недопонимание;
  • отсутствием ясной иерархической структуры регламентов с необходимыми взаимосвязями, охватывающих все секторы применения в промышленности.
2. Разрабатываемые технические регламенты должны рассматриваться как документы долговременного действия, внесенные в них технические требования не должны требовать краткосрочных изменений и процедур пересмотра регламентов.
3. В технических регламентах требования к уровню безопасности объекта регулирования должны быть основаны на анализе и оценке рисков и должны выражаться в величинах полноты безопасности.
4. Наряду с техническими регламентами должны разрабатываться соответствующие национальные стандарты в качестве доказательной базы для подтверждения соответствия. Эти стандарты также должны оперировать понятиями риска и полноты безопасности.
Рекомендации
1. Разработчикам технических регламентов в качестве методической основы для разработки технических регламентов и сопровождающих их стандартов рекомендуется использовать руководства ISO/МЭК и МЭК по аспектам безопасности [16, 17], стандарт по функциональной безопасности МЭК 61508 [18-25] и стандарты ISO:9000 [8-14].
2. Представителям Федерального агентства по промышленности Министерства промышленности и энергетики, ответственным за реализацию Федерального закона «О техническом регулировании», рекомендуется на основе упомянутых в п. 1 текстов ISO и МЭК разработать и опубликовать методические материалы по разработке технических регламентов.
3. Представителям Федерального агентства по промышленности и представителям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рекомендуется разработать и согласовать между собой иерархическую структуру технических регламентов и сопутствующих национальных стандартов, подлежащих разработке во исполнение «Закона о техническом регулировании».
4. Представителям Министерства промышленности и энергетики на основе результатов, полученных по п. 3 рекомендаций, рекомендуется подготовить предложения по пересмотру государственной программы по разработке технических регламентов и обратиться с предложениями по пересмотру программы в Правительство Российской Федерации.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ.
2. Реус А. Состояние работ в области технического регулирования и приоритеты его развития. Доклад 22 марта 2006 года, www.rosprom.gos.ru
3. Глазатова М. О ходе работ в сфере технического регулирования. Доклад 24 марта 2006 года, www.rosprom.gos.ru
4. www.iso.ch
5. www.iec.ch
6. www.itu.ch
7. Щербина В. Системный подход к стандартизации на безопасность на основе текстов ISO и МЭК. Основные положения // «Алгоритм безопасности», 2005, № 2.
8. ISO:9000:2000. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
9. ISO:9001:2000. «Системы менеджмента качества. Требования».
10. ISO:9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
11. ISO:10013-95. «Руководящие указания по разработке. Руководство по качеству».
12. ISO:9002-96. «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании ».
13. ISO:9003-96. «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
14. ISO:10007-95. «Административное управление качеством. Руководящие указания по управлению конфигурацией».
15. Колчин А.Ф., Овсянников М.В. и др. Управление жизненным циклом продукции. М., 2002.
16. ISO/МЭК 51:1990. «Руководство по включению аспектов безопасности в стандарты».
17. МЭК 104:1998. «Руководство по подготовке стандартов по безопасности».
18. IEC TR 61508-0:2005. «Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems». Part 0: «Functional safety and IEC 61508».
19. IEC 61508-1:1998. «Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems». Part 1: «General requirements».
20. IEC 61508-2:2000. «Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems». Part 2: «Requirements for electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems».
21. IEC 61508-3:1998. «Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems». Part 3: «Software requirements».
22. IEC 61508-4:1998. «Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems». Part 4: «Definitions and abbreviations of terms».
23. IEC 61508-5:1998. «Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems». Part 5: «Examples of methods for determination of safety integrity levels».
24. IEC 61508-6:2000. «Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems». Part 6: «Guidelines on the application of parts 2 and 3».
25. IEC 61508-7:2000. «Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems». Part 7: «Overview of techniques and measures».
26. Щербина В.И., Соломанидин Г.Г., Пузыревская Е.И. Основные положения технического регламента «О комплексной безопасности строительных объектов» // «Глобальная безопасность», 2005, № 3.

М. Любимов, президент Всемирной академии наук комплексной безопасности,
В. Щербина, проректор, зав. кафедрой Университета комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения
"Алгоритм Безопасности" № 4, 2006 год.

Видеонаблюдение

Внешний вид AN5-21B3.6I Внешний вид AN5-21B3.6I
Уличная аналоговая видеокамера
- 1/3" Pixel plus 1099 - 800 ТВЛ - 3,6 мм - ИК- 20 м
1 890

Производитель Axycam
Внешний вид AD4-P37B3.6I-MG Внешний вид AD4-P37B3.6I-MG
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
Доступно: 21 шт.
1 250

Производитель Axycam
Внешний вид AN4-37B3.6I-MG white Внешний вид AN4-37B3.6I-MG white
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
Доступно: 136 шт.
1 350

Производитель Axycam
Внешний вид AD-P31B3.6I-AHD Внешний вид AD-P31B3.6I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
1 197

Производитель Axycam
Внешний вид AD-P31B2.8I-AHD Внешний вид AD-P31B2.8I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8mm
  • - подсветка - 20м
1 323

Производитель Axycam
Внешний вид AN5-31B3.6I-AHD white/dark grey Внешний вид AN5-31B3.6I-AHD white/dark grey
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 20м
2 331

Производитель Axycam
Внешний вид AD-31B3.6I-AHD Внешний вид AD-31B3.6I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 3.6mm
  • - подсветка - 25м
1 953

Производитель Axycam
Внешний вид AD7-31V12I-AHD Внешний вид AD7-31V12I-AHD
  • - 1/4" 1Мр Omnivision
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8-12mm
  • - подсветка - 25м
3 213

Производитель Axycam
Внешний вид AN4-37V12I-MG Внешний вид AN4-37V12I-MG
  • - 1/4" 1Мр H42
  • - 720p ( 30 к/с)
  • - 2.8-12mm
  • - подсветка - 40м
3 818

Производитель Axycam
Внешний вид AN4-33V12I-AHD Внешний вид AN4-33V12I-AHD
  • - 1/4" 1.3Мр Aptina
  • - 960p ( 30 к/с)
  • - 2.8-12mm
  • - подсветка - 40м
4 112

Производитель Axycam
Найдено товаров: 1740
1 2 3 4 5

Возврат к списку

Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ