Нормативная база

НПБ 109-96


НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
МВД РОССИИ

Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности.

THE UNDERGROUND CARS REQUIREMENTS OBFIRE SAFETY

НПБ 109-96

Дата введения 1997-01-01
Пункты: 2.3.2 (в части уплотнений дверей и окон), 2.3.3 (в части облицовки стен), 2.5 (в части пожарной нагрузки 35 кг/кв.м), 5, 9, 6.3 и 7.6.
Дата введения пунктов 1998-01-01
РАЗРАБОТАНЫ коллективом ГосНИИВ (В.И.Кириллов, М.С.Панов, М.Н.Закс, А.В.Квасов, Г.И.Сафарова), ТИВ Мосметрополитена (A.3.Важаев, А.А.Юхневский, А.А.Балашов, В.П.Болихов, Д.Л.Этин, В.П.Кун).
УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 27 июля 1996 г. № 36
Вводятся впервые

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы разработаны для повышения уровня безопасности пассажиров и обслуживающего персонала, а также для снижения материальных потерь в результате загорания вагонов и распространяются на проектирование и строительство новых вагонов, а также на реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт и эксплуатацию вагонов инвентарного парка и являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
1.2. Вагоны метрополитена, построенные до введения настоящих требований, не прошедшие модернизацию и капитальный ремонт, должны соответствовать техническим условиям и существующей конструкторской документации на них.
1.3. При внеплановом ремонте вагонов, построенных до введения настоящих требований, запрещается снижать их пожарную безопасность путем замены материалов, проводов и аппаратов на более пожароопасные.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1 Пожарная безопасность вагонов метрополитена* должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями на основе выполнения требований:
* Определения основных терминов и числовые значения показателей горючести и токсичности, коэффициента дымообразующей способности и индекс распространения пламени приведены в ГОСТ 12.1.044 и ГОСТ 12.1.004.
Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. № 89-ФЗ;
Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-93);
ГОСТ 2582-81Е. Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия;
ГОСТ 9219-88. Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования;
ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования;
ГОСТ 12.1.007-76. ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности;
ГОСТ 12.1.044-89. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения;
ГОСТ 12176-89. Кабели, провода и шнуры. Методы проверки на нераспространение горения;
9.7170.30.00.001.00. РД2. Нормы допусков и износов оборудования вагонов метрополитенов;
ГОСТ, ОСТ, ТУ, норм проектирования и другой НТД, утвержденной в установленном порядке.
2.2 Настоящие требования должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

3 ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ И КОНСТРУКЦИЯМ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКИ

3.1. На неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании вагонов метрополитена, должны быть документально подтвержденные испытаниями пожарно-технические характеристики, включающие в обязательном порядке значения горючести, распространения пламени, дымообразующей способности и токсичности газообразных продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044.
Определение показателей пожарной опасности материалов должно производиться только организациями, аттестованными и имеющими лицензии на данный вид работ.
3.2 Из материалов одной группы горючести выбираются материалы с более низкими показателями по дымообразующей способности и токсичности.
3.3 Материалы, предназначенные для использования в вагонах метрополитена, в зависимости от их показателей горючести следует применять для изготовления следующих деталей и конструкций.
3.3.1 Потолки, вентиляционные решетки, диффузоры и воздуховоды вентиляционных установок, каркасы сидений и спинок диванов, ящики аккумуляторных батарей, огнезадерживающие перегородки между аппаратным отсеком, кабиной управления и пассажирским салоном. Рассеиватели светильников пассажирского салона (для вновь проектируемых вагонов) должны изготавливаться из негорючих материалов.
3.3.2 Настилы полов, уплотнения дверей и окон. Они должны изготавливаться из трудногорючих (трудносгораемых) материалов, при этом показатели токсичности не должны быть менее 40 г , а коэффициент дымообразования - не более 1000 кв.м • .
3.3.3 Облицовки стен, покрытия полов, обивки сидений и спинок диванов. Они должны выполняться из нераспространяющих или медленно распространяющих пламя материалов. При этом их показатели токсичности не должны быть менее 40 г , а коэффициент дымообразования - не более 1000 кв.м •
3.4 Деревянные детали должны подвергаться глубокой пропитке или другим методам огнезащиты, обеспечивающим их трудногорючесть. Пропитка не должна ухудшать диэлектрических свойств деревянных клиц, соединительных реек и бруса токоприемника.
Перечень применяемых деревянных деталей для каждой модели вагонов метрополитена согласовывается с заказчиком.
3.5 Расчетная масса приведенной пожарной нагрузки вагона метрополитена не должна превышать 40 кг/кв.м, а с 01.01.98 г. - 35 кг/кв.м. Методика расчета приведенной пожарной нагрузки приведена в приложении А.
3.6 Конструкция диванов не должна способствовать распространению огня при испытаниях по методике, приведенной в приложении Б.


Тип документа:  Нормы пожарной безопасности
Описательная часть:  Вагоны метрополитена Требования пожарной безопасности
Название на английском:  The Underground Cars Requirements Obfire Safety.
Кем разработан:  ТИВ Мосметрополитена
Полный текст документа:  https://polyset.ru/GOST/NPB/NPB-109-96/
Термины:  Вагоны метрополитена
Кем введен:  Государственная противопожарная служба МВД России
Введен с:  35431

Возврат к списку


Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ