Нормативная база

НПБ 188-2000


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Автолестницы пожарные. Основные технические требования. Методы испытаний.

FIRE AERIAL LADDER. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS.

НПБ 188-2000

Дата введения в действие 1 июня 2000 г.
Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, А.М. Петров, Л.С. Черткова).
Внесены и подготовлены к утверждению Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Косых, А.И. Жук).
Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 13 июня 2000 г. № 31.
Вводятся впервые.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы распространяются на пожарные автолестницы (далее – АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами), и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2. Настоящие нормы должны применяться при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.
3. Данные нормы пожарной безопасности должны входить в перечень обязательных для исполнения нормативных документов при установлении лицензионных требований и условий для выдачи лицензий на производство, проведение испытаний и поставки пожарной техники.

II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

4. Нормативные документы, использованные в настоящих нормах пожарной безопасности, указаны в справочном приложении 1.

III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5. В настоящих НПБ применяют следующие термины с соответствующими определениями:
5.1. Высота подъема (Н)* – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
5.2. Вылет (В)* – расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени лестницы (до внешнего края пола люльки).
* См. справочное приложение 2.
5.3. Время маневра – промежуток времени с момента начала перемещения рукоятки (тумблера, рычага), с помощью которой обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
5.4. Грузоподъемность – масса максимально допустимого груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) АЛ для данного вылета.
5.5. Коэффициент грузовой устойчивости – отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.
5.6. Коэффициент поперечной статической устойчивости – отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.
5.7. Ширина опорного контура – расстояние между центрами двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.
5.8. Базовое шасси – шасси автомобиля, на котором производится монтаж стрелы АЛ.
5.9. Полная масса – масса АЛ с боевым расчетом и водителем, в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом.
5.10. Прогиб стрелы – разность высот расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой – разность высот расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).
5.11. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ – зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
5.12. Аварийный привод – система устройств, предназначенных для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное в случае неисправности основного привода механизмов.
5.13. Счетчик моточасов – устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.
5.14. Угол подъема стрелы – угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ.
5.15. Конструкционная прочность – способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.
5.16. Устойчивость при движении – способность АЛ обеспечивать безопасность движения на максимальных скоростях для конкретных дорожных условий.
5.17. Пульт управления (ПУ) – устройство, обеспечивающее управление стрелой (люлькой) и контроль за положением и состоянием основных элементов конструкции при работе АЛ.
5.18. Поперечный угол наклона – угол между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси АЛ.
5.19. Дополнительный пульт управления – пульт управления, расположенный в люльке.
5.20. Люлька – устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы (подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы).
5.21. Лифтовая система (лифт) – устройство, обеспечивающее подъем и опускание люльки при неподвижной стреле.
5.22. Подъемно-поворотное основание – устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
5.23. Одновременный маневр – одновременное выполнение стрелой АЛ двух и более маневров (движений).
5.24. Ловитель лифтовой системы – устройство, предотвращающее падение лифта при обрыве или ослаблении тягового каната.
5.25. Ограничитель грузоподъемности – устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).
5.26. Ограничитель лобового удара – устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.
5.27. Выносные опоры – устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
5.28. Длина лестницы (стрелы) – расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).
5.29. Статические испытания – испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.30. Динамические испытания – испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.31. Система блокировки упругой подвески автомобиля – устройство, предназначенное для блокировки мостов базового шасси с его рамой.

Тип документа:  Нормы пожарной безопасности
Описательная часть:  Автолестницы пожарные. Основные технические требования. Методы испытаний
Название на английском:  Fire Aerial Ladder. General Technical Requirements. Test Methods.
Кем разработан:  ВНИИПО МВД России
Полный текст документа:  https://polyset.ru/GOST/NPB/NPB-188-2000/
Термины:  Высота подъема (Н). Вылет (В). Время маневра. Грузоподъемность. Коэффициент грузовой устойчивости. Коэффициент поперечной статической устойчивости. Ширина опорного контура. Базовое шасси. Полная масса. Прогиб стрелы. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ. Аварийный привод. Счетчик моточасов. Угол подъема стрелы. Конструкционная прочность. Устойчивость при движении. Пульт управления (ПУ). Поперечный угол наклона. Дополнительный пульт управления. Люлька. Лифтовая система (лифт). Подъемно-поворотное основание. Одновременный маневр. Ловитель лифтовой системы. Ограничитель грузоподъемности. Ограничитель лобового удара. Выносные опоры. Длина лестницы (стрелы). Статические испытания. Динамические испытания. Система блокировки упругой подвески автомобиля
Кем введен:  Государственная противопожарная служба МВД России
Введен с:  36678
Примечание:  Распространяются на пожарные автолестницы, оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами), и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.

Возврат к списку


Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ