Нормативная база

НПБ 191-2000


НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Техника пожарная. Автолестницы и автоподъемники пожарные. Термины и определения.

FIRE ENGINEERING. FIRE AERIAL LADDERS AND ELEVATORS. TERMS AND DEFINITIONS.

НПБ 191-2000

Дата введения в действие 1 декабря 2000 г.
Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, А.М. Петров, Л.С. Черткова).
Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России).
Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 27 сентября 2000 г. № 52.
Вводятся впервые.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы устанавливают термины и определения понятий, относящихся к пожарным автолестницам и пожарным автоподъемникам.
Термины, установленные настоящими нормами, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации и использующих результаты этой деятельности.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается. В приложениях даны рисунки, поясняющие некоторые термины, приведенные в настоящих нормах.
Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приведено.
1.2. Настоящие нормы могут применяться при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

2. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

2.1. Пожарная автолестница (автолестница, АЛ)* — пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей (ГОСТ 12.2.047-86).
2.2. Пожарный автоподъемник (автоподъемник, АПК)* - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической и коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой (ГОСТ 12.2.047-86).
Коленчатый АПК - с шарнирным соединением колен (приложение 1, рисунок 1.1).
Телескопический АПК — с телескопическим соединением колен (приложение 1, рисунок 1.2).
Коленчато-телескопический АПК - с шарнирно-телескопическим соединением колен (приложение 1, рисунок 1.3).

3. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ, ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИЙ, УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ

3.1. Базовое шасси АЛ (АПК)* - шасси автомобиля, на котором монтируются стрелы АЛ (АПК).
* Термины приведены для справки.
3.2. Несущая рама АЛ (АПК) - основание, крепящееся к раме базового шасси, на котором устанавливаются все основные элементы конструкции АЛ (АПК).
3.3. Стрела (комплект колен АЛ, АПК) - основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения стрелы (люльки) АЛ (АПК).
3.4. Подъемно-поворотное основание АЛ (АПК) - устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
3.5. Выносные опоры АЛ (АПК) - устройства, обеспечивающие грузовую устойчивость АЛ (АПК) при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
3.6. Люлька АЛ (АПК) - устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара, устанавливаемое на вершине стрелы или подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы.
3.7. Лифтовая система (лифт) АЛ (АПК) - устройство, обеспечивающее подъем и опускание люльки вдоль лестницы.
3.8. Ловитель лифтовой системы АЛ (АПК) - устройство, предотвращающее падение (неуправляемое скольжение вниз вдоль лестницы) люльки лифта при обрыве или ослаблении тягового каната лифтовой системы.
3.9. Система блокировки упругой подвески пожарных АЛ (АПК) - устройства, предназначенные для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
3.10. Гидравлическая система (основной привод) АЛ (АПК) - силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования механизмов АЛ (АПК), регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах, контроля положения колен и их блокировки.
3.11. Механизм поворота стрелы АЛ (АПК).
3.12. Механизм подъема-опускания стрелы АЛ (АПК).
3.13. Механизм выдвигания-сдвигания стрелы АЛ.
3.14. Механизм установки опор АЛ (АПК).
3.15. Механизм подъема-опускания люльки АЛ.
3.16. Механизм подъема-опускания лифта АЛ.
3.17. Механизм поворота люльки АЛ (АПК).
3.18. Механизм бокового выравнивания АЛ (АПК) - механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное основание в горизонтальное положение.
3.19. Аварийный привод АЛ (АПК) - система устройств, предназначенная для приведения АЛ (АПК) из рабочего в транспортное положение в случае неисправности силовой группы гидравлической системы.
3.20. Пульт управления АЛ (АПК) - устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением стрелы (люльки) и состоянием основных элементов конструкции при работе АЛ (АПК).
3.21. Основной пульт управления АЛ (АПК) - пульт управления, расположенный на подъемно-поворотном основании.
3.22. Дополнительный пульт управления АЛ (АПК) - пульт управления, расположенный в люльке.
3.23. Ограничитель рабочего поля движения стрелы люльки АЛ (АПК) - устройство, предотвращающее возможность вывода стрелы (люльки) АЛ (АПК) за границу ее рабочего поля.
3.24. Ограничитель грузоподъемности АЛ (АПК) - устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ (АПК) в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).
3.25. Счетчик моточасов АЛ (АПК) - устройство, фиксирующее время работы основного привода механизмов АЛ (АПК).
3.26. Ограничитель лобового удара - устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ (АПК) для предотвращения соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.
3.27. Система блокировки упругой подвески автомобиля - устройство, предназначенное для блокировки мостов базового шасси с его рамой.

Тип документа:  Нормы пожарной безопасности
Описательная часть:  Техника пожарная. Автолестницы и автоподъемники пожарные. Термины и определения
Название на английском:  Fire Engineering. Fire Aerial Ladders and Elevators. Terms and Definitions.
Кем разработан:  ВНИИПО МВД России
Полный текст документа:  https://polyset.ru/GOST/NPB/NPB-191-2000/
Термины:  Базовое шасси АЛ (АПК). Несущая рама АЛ (АПК). Стрела (комплект колен АЛ, АПК). Подъемно-поворотное основание АЛ (АПК). Выносные опоры АЛ (АПК). Люлька АЛ (АПК). Лифтовая система (лифт) АЛ (АПК). Ловитель лифтовой системы АЛ (АПК). Система блокировки упругой подвески пожарных АЛ (АПК). Гидравлическая система (основной привод). Механизм поворота стрелы АЛ (АПК). Механизм подъема-опускания стрелы АЛ (АПК). Механизм выдвигания-сдвигания стрелы АЛ. Механизм установки опор АЛ (АПК). Механизм подъема-опускания люльки АЛ. Механизм подъема-опускания лифта АЛ. Механизм поворота люльки АЛ (АПК). Механизм бокового выравнивания АЛ (АПК). Аварийный привод АЛ (АПК). Пульт управления АЛ (АПК). Основной пульт управления АЛ (АПК). Дополнительный пульт управления АЛ (АПК). Ограничитель рабочего поля движения стрелы люльки АЛ (АПК). Ограничитель грузоподъемности АЛ (АПК). Счетчик моточасов АЛ (АПК). Ограничитель лобового удара. Система блокировки упругой подвески автомобиля. Пожарная автолестница (автолестница, АЛ). Пожарный автоподъемник (автоподъемник, АПК). Коленчатый АПК. Телескопический АПК. Коленчато-телескопический АПК.
Кем введен:  Государственная противопожарная служба МВД России
Введен с:  36861
Примечание:  Устанавливают термины и определения понятий, относящихся к пожарным автолестницам и пожарным автоподъемникам.

Возврат к списку


Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ