Нормативная база

НПБ 195-2000


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Автолестницы пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.

FIRE WATER TENDERS, COMPLETE PARTS AND ACCESSORIES. RELEASE FROM REPAIR. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS.

НПБ 195-2000

Дата введения в действие 1 января 2001 г.
Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, К.Ю. Яковенко, А.П. Ашаков, В.А. Гвоздев) и Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (А.В. Чудаков).
Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.
Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 14 декабря 2000 г. № 72.
Вводятся впервые.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. В настоящих нормах приведены требования к пожарным автолестницам (АЛ) отечественного производства, выпущенным из капитального ремонта, а также методы их испытаний.
1.2. Предприятия, осуществляющие ремонт АЛ, должны иметь лицензию на ремонт пожарной техники, выданную ГПС МВД России, и выполнять требования настоящих норм.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Капитальный ремонт АЛ – комплекс операций по восстановлению не менее 50 % ресурса новой АЛ. Капитальный ремонт АЛ проводится при достижении ею предельного состояния и заключается в замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей.
2.2. Предельное состояние АЛ – состояние автолестницы, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
2.3. Ресурс АЛ – суммарная наработка автолестницы от начала эксплуатации или возобновления эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.
Кроме этого, в настоящих нормах применяются термины, определения которых даны в НПБ 188-2000.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНЫМ АВТОЛЕСТНИЦАМ, ПРОШЕДШИМ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

3.1. Общие требования к АЛ, прошедшим капитальный ремонт
3.1.1. При движении по дорогам с различным покрытием АЛ должна обладать:
а) конструкционной прочностью, исключающей нарушение целостности АЛ и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции;
б) управляемостью и устойчивостью, обеспечивающими безопасное движение на максимальных скоростях с учетом конкретных дорожных условий.
3.1.2. АЛ должна иметь статическую, динамическую устойчивость и прочность:
а) на поверхности с уклоном до 6* включительно;
б) при работе лафетного ствола [подача не менее 20 л/с и давление до 0,6 МПа (6 кгс/см2)] или трех генераторов пены ГПС-600, по ГОСТ Р 50409, или одного генератора ГПС-2000, по ГОСТ 12962, установленных на вершине не прислоненной к опоре лестницы или в люльке.
3.1.3. Полная масса АЛ, распределение ее по осям и бортам, координаты центра масс и коэффициент (и/или угол) поперечной статической устойчивости не должны превышать нормативные параметры более чем на 1 %.
3.1.4. Коэффициент грузовой устойчивости АЛ должен быть не менее 1,4 при отсутствии дополнительных нагрузок*, а при их наличии - не менее 1,15.
* Сила инерции, реакция струи, ветровая нагрузка (при скорости ветра не более 10 м/с).
3.1.5. АЛ должна иметь аварийный привод, позволяющий перевести ее из «развернутого» положения в «транспортное».
3.1.6. На АЛ с высотою подъема более 22 м должно быть исправным устройство, обеспечивающее плавное (бесступенчатое) регулирование скоростей движения лестницы со всех пультов управления (ПУ).
3.1.7. Среднее давление основания выдвижной опоры или специальной подкладки на грунт должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/см2).
3.1.8. Конструкция АЛ должна предусматривать возможность работы автолестницы при установке опор с одной стороны.
3.1.9. АЛ должна быть оборудована механизмом управления двигателем (запуск, остановка и регулировка числа оборотов коленчатого вала двигателя) с размещением органов управления этим механизмом на основном пульте управления.
3.1.10. АЛ должна иметь исправное устройство для крепления эластичного спасательного рукава и, по согласованию с заказчиком, другие специальные средства спасания.
3.1.11. Показатели профильной проходимости АЛ должны соответствовать требованиям ГОСТ 22748. В отдельных случаях, по согласованию с заводом-изготовителем базового шасси и заказчиком, допускается увеличение базы и уменьшение дорожного просвета.
3.1.12. Максимальная скорость АЛ должна быть не менее 80 км/ч, а время разгона до максимальной скорости - не более, чем у новой АЛ.
3.1.13. Тормозные системы и нормативы их эффективности должны соответствовать ГОСТ 22895.
3.1.14. АЛ должна быть оборудована световозвращателями по ГОСТ 20961.
3.1.15. Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу АЛ в течение не менее 6 ч с последующим перерывом не более 1 ч.
3.1.16. АЛ должна иметь исправную систему выравнивания, обеспечивающую отклонение ступеней лестницы от горизонтального уровня не более 2*.
3.1.17. Усилия на органах управления не должны превышать значений, предусмотренных ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.
3.1.18. Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации АЛ, не должен превышать значений, установленных ГОСТ 16842 и ГОСТ 17822.
3.1.19. АЛ должна быть снабжена исправным счетчиком моточасов работы привода лестницы, который автоматически включается при включении коробки отбора мощности (КОМ). 

Тип документа:  Нормы пожарной безопасности
Описательная часть:  Автолестницы пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний
Название на английском:  Fire Water Tenders, Complete Parts and Accessories. Release from Repair. General Technical Requirements. Test Methods.
Кем разработан:  ВНИИПО МВД России и ГУГПС МВД России
Полный текст документа:  https://polyset.ru/GOST/NPB/NPB-195-2000/
Термины:  Капитальный ремонт АЛ. Предельное состояние АЛ. Ресурс АЛ
Кем введен:  Государственная противопожарная служба МВД России
Введен с:  36892

Возврат к списку


Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ