Нормативная база

НПБ 198-2001


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Автоподъемники пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.

FIRE ELEVATORS, COMPLETE PARTS AND ACCESSORIES. RELEASE FROM REPAIR. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS.

НПБ 198-2001

Дата введения в действие 1 февраля 2001 г.
Разработаны Федеральным Государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, К.Ю. Яковенко, А.П. Ашаков, В.А. Гвоздев) и Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (А.В. Чудаков).
Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.
Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 26 января 2001 г. № 4.
Вводятся впервые.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. В настоящих нормах пожарной безопасности (далее - нормы) содержатся требования к пожарным автоподъёмникам (далее – АПК), выпущенным из капитального ремонта, а также методы их испытаний.
1.2. Предприятия, осуществляющие ремонт АПК, должны иметь лицензию на ремонт пожарной техники, выданную ГУГПС МВД России, и выполнять требования настоящих норм.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Капитальный ремонт АПК – комплекс операций по восстановлению не менее 50 % ресурса АПК. Капитальный ремонт АПК проводится при достижении им предельного состояния и заключается в замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей.
2.2. Предельное состояние АПК – состояние АПК, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
2.3. Ресурс АПК – суммарная наработка АПК от начала эксплуатации или возобновления эксплуатации после ремонта до достижения им предельного состояния.
Кроме этого, в настоящих нормах применяются термины, определения которых даны в НПБ 191-2000.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНЫМ АВТОПОДЪЕМНИКАМ, ПРОШЕДШИМ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

3.1. Общие требования
3.1.1. При движении по дорогам с различным покрытием АПК должен обладать:
а) конструкционной прочностью, исключающей нарушение целостности АПК и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции;
б) управляемостью и устойчивостью, обеспечивающими безопасное движение на максимальных скоростях с учетом конкретных дорожных условий.
3.1.2. АПК должен иметь статическую, динамическую устойчивость и прочность:
а) при всех предусмотренных конструкцией положениях и движениях люльки и допустимых для нее нагрузках на поверхности с уклоном до 6° включительно;
б) при работе лафетного ствола [подача не менее 20 л/с и давление до 0,6 МПа (6 кгс/см2)] или трех генераторов пены ГПС-600, по ГОСТ Р 50409, или одного генератора ГПС-2000, по ГОСТ 12962, установленных в люльке.
в) при работе с системой орошения люльки;
г) при скорости ветра на уровне люльки до 10 м/с.
3.1.3. Полная масса АПК, распределение ее по осям и бортам, координаты центра массы и коэффициент (и/или угол) поперечной статической устойчивости не должны превышать нормативные параметры более чем на 1 %.
3.1.4. Коэффициент грузовой устойчивости АПК должен быть не менее 1,4 при отсутствии дополнительных нагрузок*, а при их наличии не менее 1,15.
* Сила инерции, реакция струи, ветровая нагрузка (при скорости ветра не более 10 м/с).
3.1.5. АПК должен иметь аварийный привод, позволяющий привести его из «развернутого» положения в «транспортное».
3.1.6. На АПК должно быть исправно устройство, обеспечивающее плавное (бесступенчатое) регулирование скорости движения люльки со всех пультов управления (ПУ).
3.1.7. Среднее давление основания выдвижной опоры или специальной подкладки на грунт должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/см 2).
3.1.8. Конструкция АПК должна предусматривать возможность работы АПК при установке опор с одной стороны.
3.1.9. АПК должен быть оборудован механизмом управления двигателем (запуск, остановка и регулировка числа оборотов коленчатого вала двигателя) с размещением органов управления этого механизма на основном ПУ.
3.1.10. АПК должен оснащаться устройствами для крепления эластичного спасательного рукава и самими рукавами и/или снабжаться другими специальными средствами спасания с высоты.
3.1.11. Показатели профильной проходимости АПК должны соответствовать требованиям ГОСТ 22748. В отдельных случаях, по согласованию с заводом-изготовителем базового шасси и заказчиком, допускается увеличение базы и уменьшение дорожного просвета.
3.1.12. Максимальная скорость АПК должна быть не менее 80 км/ч, а время разгона до максимальной скорости не больше, чем у нового АПК.
3.1.13. Тормозные системы и нормативы их эффективности должны соответствовать ГОСТ 22895.
3.1.14. АПК должен быть оборудован световозвращателями по ГОСТ 20961.
3.1.15. Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу АПК в течение не менее шести часов с последующим перерывом не более одного часа.
3.1.16. АПК должен иметь исправную систему выравнивания, обеспечивающую горизонтальность люльки при любом ее положении. При этом отклонение от горизонтальной поверхности пола люльки должно быть не более 2°.
3.1.17. Усилия на органах управления не должны превышать значений, предусмотренных ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.
3.1.18. Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации АПК, не должен превышать значений, установленных ГОСТ 16842 и ГОСТ 17822.
3.1.19. АПК должен быть снабжен исправным счетчиком моточасов работы привода надстройки, который автоматически включается при включении коробки отбора мощности (КОМ).
3.1.20. Климатическое исполнение АПК должно соответствовать У или Т категории I по ГОСТ 15150.
3.1.21. Не допускается подтекание рабочей жидкости из гидросистемы АПК.
3.1.22. Цветографическая схема окраски наружных поверхностей АПК и установка специальных световых и звуковых сигналов - по ГОСТ Р 50574.
3.1.23. Поручни и ручки замков отсеков платформы должны иметь защитно-декоративное покрытие по ГОСТ 9.303.
3.1.24. Наружные поверхности АПК должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже IY класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации: У1 - для исполнений У, ХЛ1 - для исполнений ХЛ по ГОСТ 9.104.
3.1.25. Нижние поверхности платформы, кабины, отсеков, подножек должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже Y класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации согласно п. 3.1.24 настоящих норм.
3.1.26. Все масленки, установленные на АПК, должны быть окрашены в желтый цвет.
3.1.27. Топливный бак должен обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.
3.1.28. Условия компоновки АПК должны допускать перенос топливного бака и аккумуляторов с их штатных мест на базовом шасси на другое место без ухудшения их работы.
3.1.29. Независимо от технического состояния к дальнейшему использованию не допускаются и должны быть заменены замковые и пружинные шайбы, шплинты, сальники, манжеты, уплотнительные кольца и прокладки.
3.1.30. АПК должен соответствовать ГОСТ 12.2.037 в части требований безопасности к пожарным автомобилям, ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436 - по уровню шума, ГОСТ 12.1.012 - по уровню вибрации.
3.1.31. Детали резьбовых соединений должны быть надежно закреплены, покрыты смазкой (солидол Ж, ГОСТ 1033, или солидол С, ГОСТ 4366), а стопорящие детали должны надежно удерживать их в требуемом положении.
3.1.32. Сварные швы должны быть зачищены. В сварных соединениях не допускаются трещины, непровары, наплывы, подрезы, свищи, скопления пор и шлаковых включений, которые ухудшают внешний вид и снижают прочность изделий.
3.1.33. Разрывы, трещины и выпучивание резинотехнических изделий (шарниров, втулок, эластичных муфт, защитных кожухов и чехлов) не допускаются.
3.1.34. Ресурс АПК, прошедшего капитальный ремонт, должен составлять не менее 50 % от ресурса нового. 


Тип документа:  Нормы пожарной безопасности
Описательная часть:  Автоподъемники пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний
Название на английском:  Fire Elevators, Complete Parts and Accessories. Release From Repair. General Technical Requirements. Test Methods.
Кем разработан:  ВНИИПО МВД России и ГУГПС МВД России
Полный текст документа:  https://polyset.ru/GOST/NPB/NPB-198-2001/
Термины:  Капитальный ремонт АПК. Предельное состояние АПК. Ресурс АПК
Кем введен:  Государственная противопожарная служба МВД России
Введен с:  36923

Возврат к списку


Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ