Нормативная база

НПБ 314-2003


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Автопеноподъемники пожарные. Основные технические требования. Методы испытаний

FIREFOAM ELEVATORS. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS

НПБ 314-2003

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГУ ВНИИПО МЧС России) (А.И. Смирнов, К.Ю. Яковенко).
Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России).
Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 62.
Дата введения в действие 1 апреля 2003 г.
Вводятся впервые.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы пожарной безопасности (далее – нормы, НПБ) распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые пожарные автомобили, оборудованные специальными стационарными надстройками в виде поворотных коленчатых, телескопических и коленчато-телескопических стреловых устройств с приспособлениями для подачи огнетушащих веществ (ОВ) (воды, пены и др.) на вершине стрелы, автопеноподъемники, служащие для доставки к месту пожара боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ), предназначенные для тушения пожаров в резервуарах и других технологических установках, подачи огнетушащих веществ на высоту.
Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к автопеноподъемникам, их системам, агрегатам, узлам, комплектующим изделиям и материалам. На основе требований настоящих норм следует разрабатывать технические задания на проектирование этих изделий, а также оценивать выпускаемую продукцию.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Пожарный автопеноподъемник (ППП) – пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, выдвижной, телескопической и коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается устройствами для подачи ОВ.
2.2. Устройство для подачи огнетушащих веществ – устройство, закрепленное на вершине стрелы ППП и служащее для доставки ОВ в очаг пожара.
2.3. Базовое шасси ППП – автомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем кабины для личного состава боевого расчета, а также для установки на него комплекта стрел и пожарно-технического оборудования.
2.4. Стрела (комплект колен) ППП – комплект звеньев (колен) пожарного пеноподъемника, телескопически или шарнирно соединенных между собой, обеспечивающий подачу огнетушащих веществ в очаг пожара.
2.5. Подъемно-поворотное основание ППП – устройство, служащее опорным основанием комплекта колен и обеспечивающее их подъем, опускание и поворот вокруг вертикальной оси.
2.6. Выносные опоры ППП – устройства, обеспечивающие грузовую устойчивость ППП при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
2.7. Система блокировки упругой подвески ППП – устройства, предназначенные для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
2.8. Гидравлическая система ППП – силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования исполнительных механизмов ППП, регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах, контроля положения колен и их блокировки.
2.9. Механизм бокового выравнивания ППП – механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное основание в горизонтальное положение.
2.10. Водопенные коммуникации ППП – система трубопроводов (емкостей для ОВ и насосной установки при наличии), расположенная на платформе и стреле ППП, обеспечивающая доставку ОВ от постороннего источника ОВ или собственного (вывозимого) запаса ОВ к устройствам для подачи огнетушащих веществ.
2.11. Рабочее поле движения стрелы (устройств для подачи ОВ) ППП, м – зона, очерченная вершиной стрелы (устройствами для подачи ОВ) при ее маневрировании с максимальными значениями вылета и высоты.
2.12. Рабочее состояние ППП – состояние, при котором стрела ППП находится в зоне рабочего поля движения стрелы и на ее вершине закреплены устройства для подачи ОВ.
2.13. Аварийный привод ППП – система механизмов, предназначенная для приведения ППП из рабочего в транспортное положение в случае неисправности основного привода механизмов.
2.14. Пульт управления (ПУ) ППП – устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением стрелы, ПТВ и состоянием основных элементов конструкции ППП.
2.15. Стационарный пульт управления ППП – пульт управления, расположенный на платформе.
2.16. Дистанционный пульт управления ППП – пульт управления, обеспечивающий управление ППП на расстоянии.
2.17. Высота подъема ППП H, м – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до горизонтальной оси устройств для подачи ОВ (приложение 1).
2.18. Вылет ППП B, м – расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до наружного края устройств для подачи ОВ (см. приложение 1).
2.19. Угол подъема нижнего колена стрелы ППП, α – угол между горизонтальной плоскостью и стрелой ППП (см. приложение 1).
2.20. Ограничитель рабочего поля движения стрелы ППП – устройство, предотвращающее возможность вывода стрелы ППП за границу ее рабочего поля.
2.21. Счетчик моточасов ППП – устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов ППП.
2.22. Время маневра ППП, с – промежуток времени с момента перемещения исполнительного устройства, с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
2.23. Одновременный маневр стрелой ППП – одновременное выполнение стрелой ППП двух и более маневров.
2.24. Снаряженная масса ППП, кг – масса ППП в полностью заправленном состоянии (топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью), укомплектованного инструментом и запасным колесом, но без массы личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.
2.25. Полная масса ППП, кг – сумма снаряженной массы ППП и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.
2.26. Грузоподъемность ППП, кг – максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена стрела ППП для данного вылета.
2.27. Ограничитель грузоподъемности ППП – устройство, автоматически отключающее привод механизмов ППП в случае превышения грузоподъемности стрелы.
2.28. Грузовая статическая устойчивость ППП – способность ППП противодействовать силам, стремящимся его опрокинуть (масса ОВ и ПТВ, силы инерции, ветровая нагрузка и т. д.).
2.29. Динамическая устойчивость ППП – способность ППП сохранять устойчивость при подаче ОВ и при работе в качестве крана.

3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

3.1. Основные параметры ППП указаны в таблице 1.

Тип документа:  Нормы пожарной безопасности
Описательная часть:  Автопеноподъемники пожарные. Основные технические требования. Методы испытаний
Название на английском:  Firefoam Elevators. General Technical Requirements. Test Methods.
Кем разработан:  ФГУ ВНИИПО МЧС России
Полный текст документа:  https://polyset.ru/GOST/NPB/NPB-314-2003/
Термины:  Пожарный автопеноподъемник. Устройство для подачи огнетушащих веществ. Базовое шасси. Стрела (комплект колен). Подъемно-поворотное основание. Выносные опоры. Система блокировки упругой подвески. Гидравлическая система. Механизм бокового выравнивания. Водопенные коммуникации. Рабочее поле движения стрелы (устройств для подачи ОВ). Рабочее состояние. Аварийный привод. Пульт управления. Стационарный пульт управления. Дистанционный пульт управления. Высота подъема. Вылет. Угол подъема нижнего колена стрелы. Ограничитель рабочего поля движения стрелы. Счетчик моточасов. Время маневра. Одновременный маневр стрелой. Снаряженная масса. Полная масса. Грузоподъемность. Ограничитель грузоподъемности. Грузовая статическая устойчивость. Динамическая устойчивость
Кем введен:  МЧС России
Введен с:  37712
Примечание:  Устанавливают общие технические требования к автопеноподъемникам, их системам, агрегатам, узлам, комплектующим изделиям и материалам

Возврат к списку


Создание проекта системы видеонаблюдения всего за несколько минут;
Все РЕАЛЬНО: в т.ч. сектора наблюдения, параметры кабельных трасс;
Загрузка готовых планов и их масштабирование;
Спецификация обрудования и смета создается автоматически;
Дружелюбный интерфейс;
Индивидуальные настройки программы и оборудования.
Техподдержка встроена непосредственно в программу.
Регистрация занимает одну минуту.

ОТ ЗАПРОСА ДО ОФОРМЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 15 МИНУТ